Совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала на примере ООО «ПромТорг».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические особенности найма, приема и отбора персонала в компании;
Рассмотреть кадровую службу персонала;
Проанализировать процесс найма, приема и отбора персонала в компании;

Работа содержит 1 файл

ДипломЧунтова2.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

     В результате анализа действующей  системы найма и оценки персонала  в ООО «ПромТорг были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:

     1. Основу системы отбора претендентов  на вакантную должность составляет  одноэтапное собеседование.

     3. В компании отсутствует анкетирование  и тестирование.

     4. В качестве критерия отбора  не применяется практика работы  с рекомендациями с предыдущих  мест работы, отсутствие проверки претендентов службой безопасности.

     5. Следует также отметить и тот  факт, что интернет, в частности  объявления в печатных издания являются источником привлечения тех сотрудников, которые увольняются менее, чем через год работы в компании. Это говорит о том, что данный канал отбора персонала является лишь причиной текучки кадров, что, несомненно, отрицательно сказывается на работе всей компании.

     При отборе кандидатов для работы в компании необходимо проводить два этапа  собеседования. На первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее качество.

     Второй  этап собеседования должен проводить  менеджер по персоналу, в которую  устраивается новый сотрудник, но и  его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают профессиональные навыки.

     На  основе проведенного анализ системы  набора, отбора и найма персонала  компании  можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом, которые рассматриваются в следующем параграфе.

 

     

2.3 Трехступенчатая модель сбора информации о личностях кандидатов

 

     В последнее время в сознании многих руководителей все более прочные  позиции занимает точка зрения, согласно которой одним из самых ценных ресурсов компании является ее персонал. Однако на сегодняшний день найдется немного компаний, в которых потенциал персонала используется с максимальной эффективностью.

     Необходимо  отметить, что существуют разные подходы  к оценке и, несмотря на принадлежность к разным периодам времени, некоторые  из них продолжают использоваться и сегодня. В начале века господствовала доктрина научной компании труда. От персонала требовалось развитие умения работать в рамках строго заданной технологии и роли. В таких условиях под оценкой понимают процесс выявления соответствия работника требованиям рабочего места.

     Сменила ее доктрина человеческих отношений, требующая  включенности персонала в общегрупповые  ценности и нормы, умения подчинять  свои интересы интересам большинства, развития коммуникативных навыков, что, соответственно, и выступало в качестве критериев оценки. Развитие технологий и индивидуализации деятельности привели к появлению концепции, требующей от работников умения трудиться в условиях конкуренции. На первое место здесь выдвигается оценка индивидуальных способностей, потенциала роста, ориентация на достижение результата. Сегодня актуальна теория командного менеджмента, требующая от сотрудника умения работать с коллегами в единой команде над решением нестандартных задач. Соответственно изменяются и подходы к оценке.

     В современном кадровом менеджменте, по мнению ряда авторов, процесс оценки персонала является системообразующей деятельностью для всей, и само понятие оценки переросло границы изучения отдельной личности.

     Однако, несмотря на видимую актуальность и  значимость проведения подобных мероприятий, приходится констатировать, что большинство авторов, формулируя само определение оценки, тем не менее, ограничиваются требованиями доктрины научной организации труда, в рамках которой человеческий потенциал компании рассматривается лишь как легко заменяемый при необходимости материальный ресурс.

     Технология, описываемая ниже, предполагает подробное  изучение четырех видов значимой информации о личности и компании:

  • информация о том, насколько успешна деятельность конкретного работника;
  • информация об индивидуально-психологических особенностях сотрудника;
 
  • информация  о типичных способах поведения и  особенностях взаимодействия людей  в группе при решении общей  задачи;
  • информация о кадровом потенциале компании в целом.

     Необходимо  особо подчеркнуть, что, в отличие от понимания оценки как простого измерения результативности сотрудника (ориентация вектора оценки на прошлое), в настоящей технологии оценка рассматривается как выяснение потенциала сотрудника и условий для наиболее полного раскрытия этого потенциала (ориентация на настоящее и будущее). Поскольку речь в данном случае идет о многомерном исследовании параметров личности (а не о простом замере результатов труда), такая оценка носит комплексный характер.

     Использование комплексной оценки персонала при формировании резерва руководителей.

     Опыт  проведения оценочных мероприятий  показывает, что оптимальной моделью  оценочных процедур при формировании группы резерва руководителей является трехступенчатая модель сбора информации о личностях кандидатов.

     Данная  технология применяется в компании ООО «ПромТорг», занимающемся транспортировкой грузов средне и крупнотоннажным транспортом по России; транспортировка сборных грузов; экспедирование; охрана груза на время пути следования, дополнительное страхование груза; погрузо-разгрузочные работы.

     Численность предприятия - 70, средний возраст  сотрудников - 44 года. Была сформирована новая команда менеджеров и принято  решение проводить реструктуризацию с целью установки европейских  стандартов менеджмента. Одной из задач службы управления персоналом стало формирование резерва руководящих кадров с целью подготовки будущих грамотных управленцев. Актуальность задачи состояла в том, что отбор кандидатов на управленческие позиции должен был производиться из среды уже работающего на предприятии персонала, а не извне, так как для компании оказалось принципиальным вырастить “своих” специалистов.

     После предварительного выявления кандидатур в группу резерва руководителей  была проведена комплексная оценка кандидатов, состоящая из нескольких этапов.

     Трехступенчатая модель сбора информации о личностях  кандидатов:

     Этап 1. Собеседование

     На  этом этапе решалась задача получения  информации о жизненных ценностях  работника, его личностных качествах, оценке собственных достижений и неудач, адекватности его представлений о своей роли в организации, ориентированности на профессиональный рост, симпатиях и антипатиях, круге интересов и др. Для получения информации выделили 25 параметров.

     Основными из них являются: 

  • что нравится в компании; наличие условий для эффективной деятельности; оценка работником позитивных составляющих деятельности и взаимодействия на разных уровнях;
  • что не нравится в компании, что (кто) мешает работать, чего не хватает;
  • представления сотрудника о будущем компании и в перспективе о своем месте;
  • представления сотрудников о целях развития компании.

     Результаты  собеседования анализировались  и обобщались как в отношении  отдельного сотрудника, так и в  целом, методом контент - анализа (т. е. анализа содержательной части высказываний).

     Этап 2. Диагностика личностных и деловых качеств  сотрудников

     Цель  использования психодиагностических методик – получение информации о качествах, оказывающих существенное влияние на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению.

     Данный  этап включал в себя исследование персонала с помощью тестовых методик и опросников, а именно “личностного опросника MMPI (Minnesota Personality Inventory), опросников Кеттела и Томаса. Использование сочетания именно этих опросников было определено поставленными в проекте задачами. Целью при формировании кадрового резерва руководителей стало выяснение соответствия социально-психологических параметров личностей требованиям, предъявляемым компанией к должности руководителя среднего и высшего звена. С помощью опросника MMPI выявлялось наличие или отсутствие у кандидатов определенных качеств, важных для сферы межличностных отношений. Наличие в опроснике “шкалы лжи” позволяло выявить достоверность ответов обследуемых. Кроме того, MMPI был признан наиболее подходящим инструментом для прогноза профессиональной не успешности кандидатов в данной ситуации. В дополнение к нему 16-факторный опросник Кеттела позволил определить уровень общительности, личностной зрелости, эмоционального контроля, склонности к оперированию абстрактными понятиями и ряд других характеристик, способных влиять на профессиональную успешность обследуемых. С помощью опросника Томаса определялись стратегии выхода кандидатов из конфликтных ситуаций.

     На  основе данных тестирования были составлены полные психологические портреты испытуемых с указанием значимых черт личности, сильных и слабых сторон, внутреннего потенциала и ограничений, а также с рекомендациями по эффективному использованию всех качеств и индивидуальному подходу к каждому сотруднику.

     Анализ  полученных результатов позволил оценить  у кандидатов следующие параметры:

  • умение добиваться поставленной цели; волевые качества;
  • поведенческая гибкость; стрессоустойчивость; дипломатичность;
  • склонность к риску; доверчивость; самостоятельность;
  • ответственность; способность отстаивать свою точку зрения;
  • стратегии выхода из конфликтных ситуаций; потенциальная конфликтность;
  • особенности интеллекта; стиль мышления; адекватность самооценки;
 
  • формы выражения  агрессии; уровень тревожности;
  • исполнительность; творческий потенциал.

     Этап 3. Экспертная оценка персонала.

     Экспертная  оценка осуществлялась через проведение групповых упражнений, которые использовались в целях моделирования ситуаций коллективной деятельности и для  получения информации о типичных способах поведения человека и особенностях взаимодействия людей в группе при решении общей задачи. В ходе наблюдения за процессом деловой игры данные фиксировались подготовленными по авторской методике независимыми наблюдателями (для достижения большей объективности оценки компании приглашало в качестве экспертов внешних консультантов).

     По  результатам наблюдения оценивались:

  • адаптивность; инициативность; нестандартность мышления;
  • способность принимать решения; руководство группой;
  • поведенческая гибкость; ориентация на конкретный результат;
  • способность организовать взаимодействие; мотивация к достижению;
  • способность к ведению переговоров; эффективность взаимодействия с людьми;
  • динамичность мышления; способность четко формулировать мысли.

     Данные, полученные в результате проведенных мероприятий, были оценены по 7-балльной шкале, используемой в технологиях оценки персонала и дающей нормальное распределение оценок в математической статистике таблиц 3. 

 

           

           Таблица 3.

           Результаты  проведенных мероприятий

     

     После чего составлялась таблица 4. 

     Таблица 4

     Рейтинг суммарных баллов экспертной.

 

     В итоге проведенных мероприятий, являющихся составляющей комплексной  технологии оценки персонала, руководитель получил независимую, максимально  полную информацию о каждом из сотрудников с соответствующими прогнозами и рекомендациями.

     В ходе оценки и при анализе полученных результатов осуществились:

  • описание потенциальных возможностей сотрудников; 
  • составление психологических характеристик на каждого сотрудника с указанием сильных и слабых сторон, ограничений в деятельности, направлений эффективного использования и рекомендаций руководителю; 
  • выявление направлений развития сотрудников; 
  • формулирование рекомендаций по взаимодействию с каждым из сотрудников; 
  • разработка мероприятий по мотивации персонала, ориентации работников на достижение целей компании; 
  • описание наиболее эффективных форм стимулирования персонала.

Информация о работе Совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала