Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:05, творческая работа

Описание работы

В юридической литературе наряду с термином "трудовой спор" часто встречается и словосочетание "трудовой конфликт". Объектом трудового конфликта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт - более широкое понятие. Кроме столкновения (столкновение противоположных взглядов, стремлений, серьезные разногласия, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы) в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и политическими требованиями.

Содержание

Понятие и классификация трудовых споров
Понятие индивидуального трудового спора
Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые согласительной комиссией
Срок обращения в согласительную комиссию по трудовым спорам
Трудовые споры о восстановлении работника на прежней работе
Понятие консенсуса
Переговоры как метод разрешения конфликтов
Основные стратегии переговоров в решении трудовых конфликтов
Процесс ведения переговоров
Примирение и посредничество
Процедуры примирения/посредничества
Медиация
Проведение медиации
Арбитраж
Процедура арбитража
Примирительные процедуры в трудовых отношениях в зарубежных стран
США
Европейские примеры примирительных процедур
Японский опыт разрешения трудовых конфликтов
Основной порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации
Условия завершения конфликтов

Работа содержит 1 файл

Мика 2.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВОЧНИК

 

«Развитие навыков  умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Понятие и классификация трудовых споров
    1. Понятие индивидуального трудового спора
    2. Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые согласительной комиссией
    3. Срок обращения в согласительную комиссию по трудовым спорам
    4. Трудовые споры о восстановлении работника на прежней работе
  2. Понятие консенсуса
  3. Переговоры как метод разрешения конфликтов
    1. Основные стратегии переговоров в решении трудовых конфликтов
    2. Процесс ведения переговоров
  4. Примирение и посредничество
    1. Процедуры примирения/посредничества
  5. Медиация
    1. Проведение медиации
  6. Арбитраж
    1. Процедура арбитража
  7. Примирительные процедуры в трудовых отношениях в зарубежных стран
    1. США
    2. Европейские примеры примирительных процедур
    3. Японский опыт разрешения трудовых конфликтов
    4. Основной порядок рассмотрения трудовых споров в Российской      Федерации
  8. Условия завершения конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и классификация  трудовых споров

 

В юридической литературе наряду с термином "трудовой спор" часто встречается и словосочетание "трудовой конфликт". Объектом трудового конфликта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт - более широкое понятие. Кроме столкновения   (столкновение противоположных взглядов, стремлений, серьезные разногласия, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы) в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и политическими требованиями.

Ранее трудовым законодательством  регулировался порядок разрешения в основном только индивидуальных споров. К коллективным спорам отнесено рассмотрение разногласий между профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации и администрацией по вопросам установления или изменения условий труда. Остальные трудовые споры являются индивидуальными спорами между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации.

При заключении трудовых договоров, в процессе их действия, при прекращении трудовых правоотношений нередко возникают разногласия  между работниками и представителями  работодателя (администрацией). Эти  разногласия чаще всего связаны  с недовольством работников действиями администрации, нарушением, по их мнению, трудовых прав и связанных с трудом отношений.

Трудовыми спорами являются разногласия между работником (работниками) и работодателем (администрацией), не урегулированные путем непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюзов (профкома), по вопросам установления или изменения условий труда и их применения; заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашения по социально-трудовым вопросам.

 

Пример: В декабре 2010 г. сотрудник в рабочее время получил производственную травму, в результате чего частично утратил трудоспособность, но продолжал работать. В данное время из-за ухудшения здоровья сотрудник вынужден перейти на менее оплачиваемую работу, в связи, с чем решил обратиться в согласительную комиссию, чтобы администрация возместила сотруднику часть заработка. В согласительной комиссии сообщили, что сотруднику надо было вовремя обращаться, а именно в течение трех месяцев. Разъясните: какие существуют сроки обращения в согласительную комиссию?                  

Период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса, называется исковой давностью.

В соответствии со статьей 172 ТК РК для обращения в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров устанавливаются следующие сроки:  
      1) по спорам о восстановлении на работе - три месяца со дня вручения копии акта работодателя о расторжении трудового договора;  
      2) по другим трудовым спорам - один год с того дня, когда работник или работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Также согласно статьям 177, 178 Гражданского кодекса (Общая часть) общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии со статьей 180 Гражданского кодекса  течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права.

Согласно статье 187 Гражданского кодекса на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении срока исковой давности, удовлетворяются не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска.

На основании вышеизложенного  можно сказать, хоть и в трудовом кодексе указаны сроки рассмотрения индивидуальных трудовых споров в три месяца или год, если одна из сторон не заявляет о истечении срока по рассмотрения трудовых споров на них распространяется общие сроки исковой давности.  

 

Пример: В согласительную комиссию обратился работник предприятия в отношении следующих нарушений: неправильная оплата сверхурочных и ночных часов; не произведен перевод по медицинскому заключению на легкий труд; третий год не предоставляется трудовой отпуск.

Комиссия вынесла решение:

1. Обязать директора предприятия  оплатить работнику сверхурочные и ночные часы в соответствии с законодательством о труде.

2. Предложить директору предприятия  перевести работника на легкий труд и предоставить трудовой отпуск или выплатить денежную компенсацию.

 

 

По вопросам денежных требований должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

В сложившейся  ситуации для разрешения трудового  спора работник вправе обратиться в суд. В соответствии с Трудовым кодексом работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из 
трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела).

Решение должно быть мотивированным и основанным на трудовом законодательстве, коллективном договоре, трудовом договоре, на действующих инструкциях и положениях. К решению комиссии предъявляются особые требования, оно должно быть четким и категоричным. В решении должно быть ясно сказано: удовлетворено ли требование работника или отказано; если частично удовлетворено, то в какой именно части. По денежным требованиям в решении комиссии должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.

Организационно-техническое  обеспечение работы согласительной комиссии (предоставление оборудованного помещения, компьютерной и иной техники, необходимой литературы, ведение делопроизводства, учет и хранение заявлений работников, подготовка и выдача копий решений и т.д.) осуществляется работодателем.

Порядок принятия решения согласительной комиссией по трудовым спорам и его содержание. Согласительная комиссия по трудовым спорам принимает решение простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Статья 175 Трудового кодекса Республики Казахстан предусматривает, что в решении комиссии по трудовым спорам должны быть указаны:

• наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность  обратившегося в комиссию работника;

• даты обращения в  комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

• фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

• существо решения и  его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

• результаты голосования.

Надлежащее заверенные копии решения согласительной комиссии по трудовым спорам,  вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. 

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен согласительной комиссией по трудовым спорам или работник не удовлетворен решением согласительной комиссии, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение согласительной комиссии по трудовым спорам может  быть обжаловано работником или работодателем  в суд. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Решения, выносимые согласительной комиссией, несмотря на то, что будут  обладать властностью, не являются государственно-властными, но обеспечиваются принудительной силой государства.

  Под условиями труда понимаются совокупность социально-правовых, производственных факторов, в которых работник осуществляет свою деятельность.

Под социально-правовыми  факторами понимается размер заработной платы, продолжительность рабочего времени, отпуска и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, а также соглашением сторон.

Под производственными  факторами понимаются технические, санитарные, гигиенические, производственно-бытовые и другие условия, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия возникновения  споров – это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или  опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателем

Причины возникновения  трудовых споров – те юридические  факты, которые непосредственно  вызвали разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины  носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это – нарушения тех или иных прав работника или его обязанностей перед предприятием.

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Индивидуальные  трудовые споры возникают между работодателем и отдельным работником, например по поводу увольнения, наложения дисциплинарного взыскания, материальной ответственности и прочее.

Коллективные  трудовые споры характеризуются участием работодателя (объединения работодателей) и коллективом работников (его представителей), где защищаются интересы всего коллектива, например, оспариваются условия труда и быта всего коллектива.

По предмету трудовые споры классифицируются в зависимости от того,  по какому поводу возник спор. Это могут быть споры о применении норм трудового законодательства, условий социально-партнерских соглашений, коллективных и индивидуальных трудовых договоров, а также споры об установлении новых или изменении уже существующих условий труда, не урегулированных законодательством.

Трудовые споры рассматриваются  либо по соглашению сторон - согласительной комиссией либо в судебном порядке.    

Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые  вызывают различную оценку спорящими  сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

 

Понятие индивидуального  трудового спора.

 

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные  разногласия между работодателем  и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Кроме того, индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Исходя из приведенного определения, можно провести классификацию видов индивидуальных трудовых споров по различным основаниям. В зависимости от особенностей субъектного состава различаются следующие виды индивидуальных трудовых споров:

а) по специфике работодателя — 1) с работодателем — юридическим  лицом; 2) с работодателем — физическим лицом (особенность в том, что  все эти споры разрешаются  в судебном порядке);

б) по специфике работника  — 1) с лицом, которое изъявило желание заключить трудовой договор с работодателем, но ему было отказано; 2) с работником данного работодателя; 3) с лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров основывается на общих положениях разбирательства споров, сложившихся в гражданско-процессуальной практике: доступность обращения работника, трудовые права которого нарушены, в органы по рассмотрению трудовых споров; равное положение для всех категорий работников на защиту своих трудовых прав; сокращенные сроки разрешения трудовых споров; объективность, полнота и гласность рассмотрения споров; система гарантий исполнения решений органов по трудовым спорам. При этом работники при обращении в органы по рассмотрению трудовых споров освобождаются от уплаты расходов по трудовым делам.

Информация о работе Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах