Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:05, творческая работа

Описание работы

В юридической литературе наряду с термином "трудовой спор" часто встречается и словосочетание "трудовой конфликт". Объектом трудового конфликта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт - более широкое понятие. Кроме столкновения (столкновение противоположных взглядов, стремлений, серьезные разногласия, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы) в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и политическими требованиями.

Содержание

Понятие и классификация трудовых споров
Понятие индивидуального трудового спора
Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые согласительной комиссией
Срок обращения в согласительную комиссию по трудовым спорам
Трудовые споры о восстановлении работника на прежней работе
Понятие консенсуса
Переговоры как метод разрешения конфликтов
Основные стратегии переговоров в решении трудовых конфликтов
Процесс ведения переговоров
Примирение и посредничество
Процедуры примирения/посредничества
Медиация
Проведение медиации
Арбитраж
Процедура арбитража
Примирительные процедуры в трудовых отношениях в зарубежных стран
США
Европейские примеры примирительных процедур
Японский опыт разрешения трудовых конфликтов
Основной порядок рассмотрения трудовых споров в Российской Федерации
Условия завершения конфликтов

Работа содержит 1 файл

Мика 2.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

- в случае спора  о правах требование примирения  может быть выдвинуто до передачи  спора на рассмотрение в судебные  органы.

 

Процедуры примирения/посредничества

 

Что касается собственно процедур посредничества, они могут  включать в себя следующие условия:

- исчерпание всех мер  для урегулирования конфликта,  предусмотренных в соответствующем  коллективном соглашении, до начала  примирительных процедур;

- выбор лица, проводящего процедуры примирения (или состава примирительного органа, если они используются);

- присутствие сторон  на примирительных процедурах;

- сроки, отведенные  на примирение;

- статус соглашения, достигнутого  в результате примирения;

- действия на случай, если спор остался неразрешенным, и момент, когда спор считается неразрешенным;

- варианты действий, имеющиеся  в распоряжении сторон, которые  могут относиться к другим  имеющимся процедурам урегулирования  спора и праву на организацию  забастовок и локаутов, и которые могут разниться в зависимости от характера спора.

Примирение/посредничество может быть одноступенчатым или  двухступенчатым процессом.

Может оказаться важным точно определить, когда и каким  образом – в случае успеха или  неудачи – оканчиваются процедуры урегулирования спора. Если сторонам удалось урегулировать спор, это может положить начало применению коллективного договора.

Если сторонам не удалось  урегулировать спор, то с точки  зрения дальнейших усилий по его разрешению важно определить момент завершения примирения (посредничества). Стороны могут сами договориться о передаче спора на урегулирование другим способом.

Важно и полезно оформить результат процедур урегулирования спора, особенно если предполагается предпринять  дальнейшие действия по его разрешению.

 

Согласно статье 291 Трудового Кодекса Республики Казахстан требования работников при невозможности их разрешения рассматриваются в порядке примирительных процедур.

Отклоненные работодателем, объединением работодателей (их представителями) или удовлетворенные ими частично требования первоначально рассматриваются в примирительной комиссии, а при недостижении соглашения в ней - трудовым арбитражем.

На любой из стадий рассмотрения коллективного трудового  спора стороны могут обратиться к посреднику. Процедура посредничества является самостоятельной по отношению к примирительным процедурам в примирительной комиссии, трудовом арбитраже и может идти параллельно с ними.

Согласно статье 292 Трудового Кодекса Республики Казахстан примирительная комиссия создается сторонами в течение трех календарных дней со дня доведения либо несообщения своего решения работодателем, объединением работодателей (их представителями) до сведения работников (их представителей) либо со дня составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора  на паритетной основе. Решение о  создании примирительной комиссии оформляется  актом работодателя и решением представителей работников.

Примирительная комиссия рассматривает требования работников (их представителей) в срок не позднее  трех рабочих дней со дня ее создания. Порядок рассмотрения требований примирительной комиссией, продление указанного срока  рассмотрения осуществляются по соглашению сторон и оформляются протоколом.

В процессе примирительной процедуры примирительная комиссия консультируется с работниками (их представителями), работодателем, объединением работодателей (их представителями), государственными органами и иными заинтересованными лицами.

Решение комиссии принимается  на основе соглашения сторон, оформляется  протоколом, подписываемым представителями  сторон, и имеет для сторон обязательную силу.

При недостижении соглашения в примирительной комиссии ее работа прекращается, а для разрешения спора создается трудовой арбитраж.

Согласно статье 294 порядок  рассмотрения коллективного трудового  спора с участием посредника определяется по соглашению сторон коллективного  трудового спора.

В качестве посредников  сторонами определяются независимые по отношению к ним организации и лица. Республиканская, отраслевая, региональная комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут с согласия сторон коллективного трудового спора привлекать к работе по урегулированию коллективных трудовых споров руководителей и работников центральных и местных исполнительных органов, ассоциаций и других общественных объединений, работодателей, а также независимых экспертов.

Во всех случаях избрания посредников от них должно быть получено письменное согласие на посредничество.

Во всех случаях достижения соглашения между сторонами коллективного  трудового спора о его разрешении с участием посредника или без  него незаконченные примирительные процедуры прекращаются, а условиями  разрешения спора считаются условия соглашения между сторонами.

Соглашения, достигнутые  сторонами коллективного трудового  спора, оформляются в письменной форме.

Члены примирительной комиссии на время участия в переговорах  по разрешению коллективного трудового  спора освобождаются от основной работы с сохранением средней заработной платы. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или с ними не могут быть расторгнуты трудовые договоры по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.

Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Неурегулированные разногласия  в коллективном трудовом споре примирительной комиссией, трудовым арбитражем должны быть доведены письменно до сведения сторон.

Медиация

 

Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров в помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Сферой  применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам) если они затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, и лиц, признанных судом недееспособными.

Процедура медиации не применяется  к спорам (конфликтам), возникающим  из гражданских, трудовых, семейных и  иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган.

Процедура медиации не применяется  по уголовным делам о коррупционных  преступлениях и иным преступлениям  против интересов государственной  службы и государственного управления.

 

Целями  медиации являются:

  1. достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
  2. снижение уровня конфликтности сторон.

 

Медиация  проводится на основе принципов:

  1. добровольности;
  2. равноправия сторон медиации;
  3. независимости и беспристрастности медиатора;
  4. недопустимости вмешательства в процедуру медиации;
  5. конфиденциальности.

 

Условием участия в  процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации.

Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии.

В ходе медиации стороны  вправе по своему усмотрению распоряжаться  своими материальными и процессуальными  правами, увеличить или уменьшить  размер требований или отказаться от спора (конфликта).

Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов  взаимоприемлемого соглашения.

Стороны медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, процедуры медиации, своей позиции  в ней, способах и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий соглашения об урегулировании конфликта и несут равные обязанности.

При проведении медиации медиатор независим от сторон, государственных  органов, иных юридических, должностных  и физических лиц. Медиатор самостоятелен  в выборе средств и методов медиации, допустимость которых определяется Законом РК «О медиации».

Медиатор должен быть беспристрастным, проводить медиацию в интересах обеих сторон и  обеспечивать сторонам равное участие  в процедуре медиации. При наличии  обстоятельств, препятствующих беспристрастности медиатора, он должен отказаться от проведения медиации.

Участники медиации не вправе разглашать сведения, ставшие известными им в ходе медиации, без письменного  разрешения стороны медиации, предоставившей эту информацию.

Медиатор не может  быть допрошен в качестве свидетеля  о сведениях, ставших ему известными в ходе медиации, за исключением  случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Разглашение участником медиации сведений, ставших ему известными в ходе медиации, без разрешения стороны медиации, предоставившей эту информацию, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное  по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.

Деятельность медиатора  может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так  и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего  возраста и состоящие в реестре  непрофессиональных медиаторов.

Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов.

Деятельность медиатора  не является предпринимательской деятельностью.

Лица, осуществляющие деятельность медиатора, вправе также осуществлять любую иную деятельность, не запрещенную  законодательством Республики Казахстан.

Медиатором не может быть лицо:

      1. уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;
      2. признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
      3. в отношении которого осуществляется уголовное преследование;
      4. имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.

Соглашением сторон медиации могут быть установлены дополнительные требования к медиатору.

 

Медиатор вправе:

      1. в ходе медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности и предоставлять им устные и письменные рекомендации по разрешению спора (конфликта);
      2. информировать общественность об осуществлении своей деятельности с соблюдением принципа конфиденциальности.

Медиатор обязан:

      1. при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;
      2. до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели, а также их права и обязанности.

Профессиональный медиатор обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики медиаторов, утверждаемый ассоциацией (союзом) медиаторов.

Медиатор имеет также  другие права и несет другие обязанности, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан.

Информация о работе Развитие навыков умения вести переговоры и достижения консенсуса в трудовых конфликтах