Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Проводится оценка конкурентоспособности молока. Отличная работа
- Закон «О налогах и сборах»;
-
Закон «О защите прав
- Закон «О рекламе»;
- Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и др.;
Политическое окружение. Изменения в политическом окружении должны непременно учитываться в стратегическом планировании. Благодаря СМИ большое влияние на экономическую ситуацию оказывает деятельность политических лидеров, большие и малые политические события. Вследствие этого влияния происходят изменения не только в экономическом и правовом окружении, но и в системе ценностей, как потребителей, так и производителей товаров и услуг.
Политические изменения оказывают большое влияние на деятельность предприятия. Они могут привести к смене руководства, к изменению законодательной базы, а также к переориентации производства. Наметившаяся в последнее время тенденция выезда молодежи на работу за границу также оказывает влияние на национальную экономику. С одной стороны - это потеря рабочей силы, особенно в напряженный период сезонных работ, с другой - приобретение нового опыта.
Активное
участие предприятий в
Политическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется как стабильное.
Демографическое окружение. Мировой демографический взрыв. Народонаселение растет «взрывными» темпами. В последние 20 лет оно увеличивается на 2% ежегодно. При таких темпах роста к 2010 году население мира составит 10 млрд. человек. Демографический взрыв вызывает беспокойство во всем мире, поскольку ресурсов планеты может не хватить для поддержания высокого уровня жизни. Рост численности населения идет наиболее высокими темпами в наименее развитых странах, которые меньше всего могут себе это позволить.
Рост численности населения сопровождается ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. Это означает рост рынков.
Падение рождаемости — угроза для одних сфер деятельности и преимущество для других. Оно лишило перспектив некоторые предприятия, например те, которые выпускают детские игрушки, одежду и мебель, продукты для детского питания. Одновременно образовательные организации, предприятия индустрии развлечений получили от этого выгоды, так как у молодых пар стало больше свободного времени.
Старение населения. Несмотря на рост смертности, сокращение рождаемости в стране превалирует. Поэтому средний возраст жителей в настоящее время растет. Численность различных возрастных групп населения меняется разными темпами, поэтому емкость рынка товаров и услуг для них тоже меняется по-разному.
Миграция населения. В 90-х годах резко возросли миграция и подвижность населения в различных странах мира. В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции служат исключительно надежными факторами развития.
Внутренняя
среда оказывает постоянное и
самое непосредственное
воздействие на функционирование предприятия.
Внутренняя среда имеет
несколько факторов, каждый из которых
включает набор ключевых процессов и элементов
организации, состояние которых в совокупности
определяет тот потенциал и те возможности,
которыми располагает предприятие.
Для
оценки возможностей реализации намеченных
мероприятий по совершенствованию
маркетинговой деятельности предприятия,
что позволит обеспечить сбыт готовой
продукции в соответствии с предусмотренным
ростом объемов выпуска молочной продукции
в 2006-2010 гг., проведен SWOT-анализ (анализ
сильных и слабых сторон ОАО «Оршанский
молочный комбинат»).
Таблица 4.3 – SWOT-анализ ОАО «Оршанский молочный комбинат»
Сильные стороны | Баллы | Слабые стороны | Баллы |
1. Большой опыт работы на рынке | 5 | 1. Отсутствие
высококвалифицированных |
5 |
2. Достаточно высокое качество продукции | 5 | 2. Неполная загруженность производственных мощностей | 4 |
3. Широкий ассортимент продукции | 5 | 3. Отсутствие
системы сбора и анализа |
4 |
4. Ввод в эксплуатацию нового оборудования | 4 | 4. Финансовая неустойчивость | 4 |
5. Хорошая репутация в глазах потребителей | 4 | 5. Отсутствие
маркетинговой стратегии |
5 |
Итого баллов | 23 | Итого баллов | 22 |
Возможности | Баллы | Угрозы | Баллы |
1. Выпуск новых видов продукции | 4 | 1. Рост числа новых торговых марок | 5 |
2. Проведение рекламной компании | 4 | 2. Государственное регулирование цен | 4 |
3. Выход на новые рынки сбыта | 4 | 3. Наличие большого числа активных конкурентов | 5 |
4.
Совершенствование торговой |
3 | 4. Сокращение численности населения | 4 |
5. Развитие фирменной торговли | 4 | 5. Рост инфляции | 4 |
Итого баллов | 19 | Итого баллов | 22 |
SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды предприятия (его сильных и слабых сторон), а также внешних возможностей и угроз со стороны внешней среды.
Для оценки возможностей ОАО «Оршанский молочный комбинат» проведем SWOT-анализ. Для этого необходимо построить вспомогательную таблицу, в которой баллы будут соответствовать определенным значениям.
Сильные и слабые стороны: 5 – очень высокое значение, 4 – высокое, 3 – среднее, 2 – низкое, 1 – очень низкое.
Возможности: 5 – очень высокие, 4 - высокие, 3 – средние, 2 – низкие, 1 – очень низкие.
Угрозы: 5 - очень сильные, 4 - сильные, 3 – средние, 2 – слабые, 1 – очень слабые.
Теперь
проведем расчет суммарных оценок и
выясним, на что необходимо обратить
внимание в первую очередь (таблица
4.4).
Таблица 4.4 – Расчет суммарных оценок SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | ||
19 | 22 | ||
Сильные стороны | 23 | 437 | 506 |
Слабые стороны | 22 | 418 | 484 |
Результаты подсчета показали, что наибольшее значение определено в поле «Сила и угрозы» - 506. Усилия предприятия должны быть направлены на укрепление его сильных сторон для устранения угроз организации.
Проведенный SWOT-анализ не выявил существенных препятствий в плане реализации мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Оршанский молочный комбинат». Более того, в целях обеспечения роста продаж производимой молочной продукции на 40 % до 2010 года, в соответствии с общей стратегией развития, необходима маркетинговая служба.
Рассчитаем суммарный экономический эффект от ее внедрение, учитывая что рентабельность продаж производимой продукции в 2007 году составила в среднем по предприятию 3 %, а объем реализации 42292 млн. руб.:
0,03 * 42292 = 1269 млн. руб. ежегодно.
В силу общности спроса на производимую ОАО «Оршанский молочный комбинат» продукцию в условиях неоднородности рынков сбыта, наиболее эффективной формой организации отдела маркетинга является специализация его по рынкам сбыта в составе 3-х штатных сотрудников (рисунок 4.1)
Рисунок
4.1 - Предлагаемая структура отдела маркетинга
на ОАО «Оршанский молочный комбинат»
Внедрение предприятием предполагаемой структуры отдела маркетинга на ОАО «Оршанский молочный комбинат» позволит увеличить объем реализации и производства продукции на 5%.
Рассмотрим
затраты по созданию службы маркетинга
(таблица 4.5).
Таблица 4.5 - Затраты по созданию службы маркетинга
Количество | Стоимость (размер зарплаты), млн.руб. | Сумма затрат | |
Стол | 3 | 0,75 | 2,25 |
Стул | 5 | 0,2 | 2 |
Телефон | 1 | 0,05 | 0,05 |
Факс | 1 | 0,07 | 0,07 |
Компьютер | 2 | 3,0 | 6,0 |
Шкаф | 1 | 0,3 | 0,3 |
Начальник отдела | 1 | 0,65 | 0,65 |
Специалисты по маркетингу | 2 | 0,51 | 1,02 |
Итого | 12,34 |
Рассчитаем чистый экономический эффект от деятельности будущего отдела, учитывая что среднемесячная заработная плата в расчете на одного специалиста по маркетингу по предприятию в 2007 году составила 0,51 млн. руб., начальника отдела маркетинга 0,65 млн.руб.:
0,03*1,05*42292 - 12,34 = 1319,9 млн. руб. ежегодно.
Таким
образом, организация отдела маркетинга
и выход на прогнозные показатели
по сбыту в 2010 году принесут ОАО «Оршанский
молочный комбинат» 1319,9 млн. руб. прибыли.
Дополнительный размер прибыли от внедрения
предполагаемой структуры отдела маркетинга
составит 50,86 млн.руб.(1319,9 - 1269,0).
4.3.
Разработка нового вида
продукции
Разработка товара начинается с поиска идей для его создания. Вести его следует систематически, а не от случая к случаю. Основным источником идей для создания товара является потребитель. За его нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов, групповых обсуждений, анализа поступающих писем и жалоб. Для решения вопроса о том, какой именно новый продукт следует внедрить в производство ОАО «Оршанский молочный комбинат», был произведен опрос покупателей. Им было предложено ответить на вопрос: «Какой новый молочный продукт, производимый ОАО «Оршанский молочный комбинат», Вы хотели бы видеть на прилавках магазинов?». В результате опроса были получены следующие результаты:
Таким образом, наиболее желанными для покупателей являются йогурты, мороженое и молочные напитки.
Следующим этапом в процессе разработки нового товара является отбор идей, который проводится с целью выявить и отсеять непригодные идеи. В данном случае следует сразу же отсеять идею о производстве молочных напитков, т.к. они уже производятся на предприятии: кефир фруктовый, напитки «Био-Ритм» в ассортименте, напитки «Пахта свежая». Тот факт, что данная продукция была названа покупателями в ходе опроса, говорит о низком уровне информирования потребителя о выпускаемой продукции со стороны предприятия. Производство мороженого потребует закупки специального оборудования, что неизменно повлечет за собой большие затраты. Кроме того, предложение данного вида продукции достаточно высоко, торговые марки производителей хорошо известны покупателям и пользуются с их стороны признанием, и вследствие этого указанная продукция, выпускаемая ОАО «Оршанский молочный комбинат», будет пользоваться низким спросом. Таким образом, для внедрения в производство ОАО «Оршанский молочный комбинат» наиболее приемлемым является производство питьевого йогурта, т.к. при этом нет необходимости в закупке специального оборудования поскольку фасовка питьевого йогурта может производится в пленку. Для этих целей может быть использован автомат для фасовки и упаковки пищевых продуктов АРМ-4000, уже имеющийся на предприятии. Технологический процесс производства достаточно прост и не требует большого объема дополнительных затрат, что обеспечивает относительно низкую себестоимость продукта. Следует также учитывать, что предложение питьевого йогурта на рынке не высоко. Оно представлено лишь продукцией, производимой под торговой маркой «Савушкин продукт».