Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:09, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Введение………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции……...7
1.1 Сущность конкурентоспособности………………………………………..7
1.2 Основные показатели конкурентоспособности продукции……………...11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности……………………..…..……….15
1.4 Специфические особенности маркетинга строительных материалов…..23
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»……………34
2.1 ОАО «Керамин» как объект исследования……………………...…...........34
2.2 Анализ товарного ассортимента……………………………………..…….42
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………….........50
2.4 Покупательские предпочтения в оценке конкурентоспособности керамической плитки.………………………54
3 Повышение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин»………………………………………………………………...61
3.1 Решения конкурентов по учету покупательских предпочтений………61
3.2 Способы индивидуализации обслуживания потребителей керамической плитки………………………………75
Заключение ……………………………………………………………………84
Список использованных источников …………………………………………87
Приложение А
История развития товарного ассортимента и технологий производства ОАО «Керамин»……………………………91
Приложение Б
Организационная структура ОАО «Керамин» в целом…………………………………………………….......94
Приложение В
Организационная структура управления маркетинга ОАО «Керамин»…………………………………………….95
Приложение Г
Ценовое сегментирование рынка керамической плитки и санитарной керамики Республики Беларусь……………96
Приложение Д
Краткое описание основных конкурентов ОАО «Керамин»………………………………………….....98
Приложение Е
Реализация продукции ОАО «Керамин» в 2004 г………100
Приложение Ж
Товарный знак ОАО «Керамин»………………………… 101
Приложение И
Товарный знак ЗАО «Воронежский керамический завод» 102
Приложение К
Выходная форма дизайн – проекта программного комплекса «Corel DRAW», рекомендуемого к приобретению ОАО «Керамин»…………………………...103
Приложение Л
Пример Визуализация 2D (вариант 1)……………………104
Приложение М
Пример Визуализация 2D (вариант 2)……………………105
Приложение Н
Рекомендации по уходу за керамической плиткой…… 106
3) После совершения
оплаты необходимо вручить
4) Рекомендуется также в каждом фирменном магазине ОАО «Керамин» вести базу данных о всех клиентах. Это возможно реализовать по средствам использования стандартных программ пакета Microsoft Office, а именно с помощью Ms Acсess (создание баз данных) или Ms Exсel (работа с таблицами). В созданную базу данных рекомендуется заносить информацию о фамилии и имени клиента (в первый раз обращения в магазин), контактные данные для связи, а также информацию о всех приобретаемых им изделиях в данном пункте реализации. При следующем обращении клиента в фирменный магазин любой из менеджеров – консультантов, сформировав карточку клиента, будет иметь представление о его предпочтениях, размерах заказа, уровне дохода и прочую информацию. Все выше перечисленное сможет помочь персоналу наиболее быстро, полно и удобно удовлетворить потребности покупателя.
Реализация данной рекомендации
потребует от персонала фирменных
магазинов ОАО «Керамин»
5) Очень важно, чтобы менеджер – консультант был любезен с клиентом и искренне улыбался. Улыбка, как отмечают многие психологи, сильнейшее оружие в борьбе с равнодушием и плохим настроением, что не редкость среди покупателей.
Эти и прочие моменты, позволяющие расположить к себе клиента, будут весьма действенными и помогут наработать фирменным магазинам ОАО «Керамин» постоянных клиентов и тем самым получать высокую прибыль.
В пункте 2.4 второй главы было отмечено, что сопутствующих услуг ОАО «Керамин» своим клиентам не предоставляет. В связи с этим предприятию можно порекомендовать следующее: предлагать покупателям керамической плитки услуги строителей – отделочников для выполнения работ по подготовке помещения к укладке плитки и непосредственной самой ее укладки. Для реализации данной рекомендации необходимо выполнить следующее:
- отделу кадров ОАО
«Керамин» подать заявку на
биржу труда для поиска
- в качестве апробации
данной рекомендации
- менеджерам – консультантам
фирменных магазинов довести
приказом руководства ОАО «
- в случае согласия покупателя на оказание ему данной сопутствующей услуги, менеджер – консультант обязан подать заявку отделу маркетинговых коммуникаций, в которой должен конкретно указать вид заказываемых работ и дату начала их выполнения;
- отделу маркетинговых
коммуникаций определить
- по окончанию установленного периода на основании отчета отдела маркетинговых коммуникаций руководству принять решение либо о дальнейшем использовании системы договоров подряда, в силу разовых заказов данной сопутствующей услуги со стороны покупателей, либо о поручении отделу труда и заработной платы разработки проекта о введении в штат бюро специалистов – отделочников.
Также в качестве сопутствующих услуг ОАО «Керамин» может быть предложено, осуществлять бесплатную доставку крупных заказов покупателям. Данный вид сопутствующей услуги весьма распространен среди конкурентов ОАО «Керамин» в области продажи керамической плитки, поэтому его осуществление должно быть обязательным, в случае желания предприятия выдерживать конкурентную борьбу.
В настоящее время все получают распространение электронные деньги. Расчеты с пластиковыми карточками обеспечивают удобство и быстроту расчетов, кроме того, позволяют сократить наличную часть денежной массы в обращении и тем самым обеспечить контроль над денежным обращением.
На данный момент фирменные магазины ОАО «Керамин» предполагаю принимать оплату за приобретаемый товар только по средствам внесения наличных денежных средств физическими лицами в кассу магазина. А также возможен безналичный расчет, осуществляемый между юридическими лицами.
В связи с этим предприятию можно порекомендовать приобрести терминалы или кассовые суммирующие системы, позволяющие дополнительно осуществлять расчеты с помощью пластиковых карточек.
Во второй главе, пункт 2.4 были рассмотрен ряд вопросов применения упаковки и нанесения маркировки, и сделаны выводы, что в этой области имеются некоторые недостатки. Рекомендациями в плане улучшения упаковки могут служить лишь технические усовершенствования качественных характеристик материала, например, использование специальных покрытий, выполняющих защитные функции от проникновения влаги или окисления. Однако при этом необходимо рассчитывать экономическую целесообразность внедрения такой упаковки, процент стоимости которой в общей цене продукта не должен быть высоким.
На данный момент у предприятия существует единственный вариант упаковки, не предусматривающий использование ее на зарубежных ранках. Поэтому ОАО «Керамин» можно предложить разработать универсальный упаковочный материал (картонные коробки), нанесенная информация, на которых должна варьироваться в зависимости от той страны, куда экспортируется продукция.
Маркировка, наносимая на упаковку ОАО «Керамин» обладает рядом недостатков. Так, одним из них является отсутствие экологических знаков. А на сегодняшний день одной из актуальных проблем современности является охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Следовательно, необходимо позаботиться о нанесении экологических знаков на упаковку. ОАО «Керамин» должно использовать транснациональные экологические знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации упаковки.
Также ОАО «Керамин» необходимо позаботиться о нанесении технологического описания основных характеристик продукции (водопоглощение, предел прочности при сгибе, термическая стойкость, твердость глазури, износостойкость), которые отсутствует на упаковке.
Сложность, которая возникает при размещении технологических характеристик на упаковке, является некоторая неосведомленность потребителя об эталонных значениях данных характеристик. Выходом из ситуации может стать размещение таблицы, содержащей как техническое описание продукции, так и требуемых ее значений.
В качестве рекомендации можно предложить также провести мероприятия по продвижению товарного знака. В условиях конкуренции большое количество производителей обладает примерно равными технологическими возможностями, что во многом и определяет максимальную потребительскую стоимость (полезность) продукции: дизайн, качественные характеристики, а, следовательно, и максимальную цену продукции. В данной ситуации максимизация прибыли предприятия возможна исключительно за счет увеличения «полезности» продукции для покупателя при помощи присвоения продукции «социальных» свойств: престижность для конечного покупателя и причастность к распределению престижной продукции для участников системы распределения.
В заключение хотелось бы сказать, что в пункте 2.4. второй главы было отмечено, что ОАО «Керамин» не производит сопутствующих товаров. В связи с этим в данной области можно рекомендовать получение дополнительной прибыли через заключение договоров с предприятиями – производителями сопутствующих товаров, используемых при укладке плитки, таких как плиточный клей, фуга, герметики и прочие на предмет обеспечения рекламы данным предприятиям на возмездной основе.
Реклама может быть оказана в виде нанесения на упаковку керамический плитки самоклеющихся этикеток, содержащих информацию, о сопутствующем товаре, который может быть использован вместе с приобретенной керамической плиткой. Такой вариант рекламы сопутствующих товаров используют производители известных марок стиральных порошков таких как «Taid» и «Ariel». На упаковку порошка нанесена красочная картинка блестящего тэна стиральной машины, на котором нет накипи из-за использования средства «Calgon».
Так же реклама может быть в виде настенных плакатов и стендов, размещаемых в помещениях самих фирменных магазинах ОАО «Керамин».
Все вышеописанные сформулированные рекомендации позволят ОАО «Керамин» повысить эффективность маркетинговой деятельности предприятия, будут способствовать увеличению прибыли, а соответственно развитию и стабильности компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы и сформулировать предложения:
1) Конкуренция является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Таким образом, конкуренция базируется на 2 процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей;
2) В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар (и стоящий за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно варьирующихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный;
3) Конкурентоспособность можно определить, как комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке;
4) Конкурентоспособность товаров определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями, которые одновременно являются и факторами, влияющими на уровень конкурентоспособности продукции, что важно при определении их влияния при анализе конкурентоспособность продукции в АХД;
5) Особенности методов определения показателей конкурентоспособности продукции обусловлены спецификой объекта измерения. Для определения измеримых показателей используются, в основном, измерительный, регистрационный и расчетный методы;
6) ОАО «Керамин» занимает лидирующее положение в производстве санитарной керамики и печных изразцов. Производство керамической плитки составляет более 70 % всего производства в Республике Беларусь. В результате предприятие оказывает значительное влияние на рынок строительных материалов, и любые изменения в его работе обязательно отражаются на данном рынке.
Низкие экономические показатели 2009 года являются последствием мирового финансового кризиса, начавшегося еще в 2008 году. В 2010 году наблюдались положительные темпы роста выручки и прибыли от реализации продукции, связанные со стабилизацией макроэкономической ситуации и выходом экономики страны из мирового финансового кризиса. В результате рентабельность продукции выросла на 2,8 процентных пункта.
В 2011 году темпы роста выручки от реализации продукции снизились на 12,4 процентных пункта. Себестоимость продукции также снизилась, однако в меньших темпах и составила разницу в 11,0 процентных пункта. Это свидетельствует об удорожании производства.
Вследствие роста себестоимости и снижения объемов продаж прибыль от реализации продукции снизилась на 22,5 %. При этом рентабельность продукции возросла на 1,4 %, что говорит о положительных итогах работы предприятия за 2011 год.
7) Основной акцент в производстве, после преобразования в акционерное общество, предприятие делает на производство керамической плитки. Поэтому именно этот вид продукции выбран в качестве основного объекта исследования данной дипломной работы.
В 2011 году плитка, производимая ОАО «Керамин», использовалась практически всеми строительными компаниями Республики Беларусь, составляющими 88 %. На всех остальных производителей приходилось сравнительно небольшая доля рынка: 9,8 % компаний работают с брестской плиткой, оставшиеся 2,2 % – с «другими белорусскими производителями».
8) ОАО «Керамин» придерживается стратегии углубления и расширения ассортиментных групп, то есть создаются новые предложения для многих ассортиментных групп, тем самым и объясняется достаточно большое численное значение глубин ассортиментных позиций;
9) Отслеживание жизненного цикла товара на предприятии не ведется, однако осуществляется анализ динамики объемов реализации продукции и получения прибыли;
10) ОАО «Керамин» обладает целенаправленной стратегией построения структуры ассортимента, когда за основу принимается с одной стороны показатели спроса, а с другой – необходимость и желание обеспечить эффективное использование ресурсов предприятия. В результате к конкурентным преимуществам керамической плитки ОАО «Керамин» в настоящее время можно отнести:
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»