Анализ ассортимента и качества виноградных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Возможно, как никакое другое творение человеческих рук, вино вплетается в историю цивилизации с самого ее начала.
Вино на протяжении веков служило человеку основным источником, как утешения, так и мужества. Вино было лекарством и антисептиком, помогало в укреплении усталого духа. Были такие времена, когда вино считалось одним из наиважнейших предметов роскоши

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Ассортимент и качество виноградных изделий………………………….….6
1.1 Анализ рынка виноградных изделий в России………………………......6
1.2 Классификация и ассортимент виноградных изделий России………..13
1.3 Производство виноградных изделий…………………………………....25
1.4 Дефекты и пороки виноградных изделий……………………………....44
1.5 Идентификация и фальсификация виноградных изделий………….….47
1.6 Экспертиза качества виноградных изделий………………………….…56
1.7 Требования к качеству, упаковке, маркировке и хранению виноградных изделий………………………………………………….....59
2 Результаты экспериментальных исследований…………………………....65
Заключение…………………………………………………………………….....69
Список литературы……………………………………………………………....72

Работа содержит 1 файл

продо курсач.docx

— 375.24 Кб (Скачать)

     Несмотря  на все потрясения, российский рынок  вина демонстрирует устойчивую тенденцию  к росту. Снижение 2006-го объясняется  регулирующими действиями правительства. В целом же, согласно мониторингу  компании Euromonitor International, начиная с 1999 года, потребление вина в России постоянно растет. Если в 1999 г. оно  составляло примерно 620 млн литров, то в 2005 г. этот показатель равнялся 1,2 млрд литров, а в 2006 — 1,02 млрд литров (данное снижение вполне объяснимо  с учетом событий 2006 года). И это  при том, что показатели по потреблению  вина на душу населения еще очень  далеки от тех, что были в советские  годы. По оценкам исследовательской  фирмы “Гортис”, потребление вина в России составляет порядка 6 литров на человека, в то время как в 70-х  годах XX века эта цифра равнялась  примерно 15 литрам. Потребление вина в развитых странах также значительно  превосходит российские объемы (более 50 литров на душу населения в год  для традиционно “виноориентированных”  Франции, Италии, Португалии). Так что  потенциал роста данного сегмента в ближайшие годы — колоссальный. [16]

     Практически все заинтересованные участники  рынка говорят сегодня о тенденциях роста сегмента, но при этом наиболее перспективные категории оцениваются  по-разному. “Альфа и омега” успеха новых продуктов, а также удачного продвижения существующих торговых марок будет зависеть от того, насколько  верно удастся “угадать” изменения  в ожиданиях потребителей.

     Российский  винный рынок достаточно серьезно отличается от мировых “стандартов”. Во-первых, доля потребления красного вина значительно  превышает долю белого. Во-вторых, до 80% потребления составляют полусладкие вина. В-третьих, несмотря на то, что вина российского производства составляют значительную долю рынка, потребитель в целом относится к российскому вину с осторожностью, а порой — и с недоверием. Как следствие, сегодня можно наблюдать огромное число проектов по позиционированию вина, произведенного в России, как импортного продукта (иностранное название, соответствующий дизайн и легенда).

     Безусловно, у каждого человека есть свои мотивы для выбора того или иного товара, однако исследования российского рынка  вина показывают, что в самом общем  виде процесс принятия решения состоит  в следующем:

     -подавляющее большинство покупателей принимает решение о покупке конкретной бутылки вина непосредственно в магазине;

     -покупатель определяет тип вина (красное/белое, сухое/полусладкое) и страну производителя.

     А вот дальше начинается самое интересное. Потребитель делает непосредственный выбор в пользу той или иной бутылки и этикетки. Подчеркнем, именно бутылки и этикетки, а не производителя или даже качества вина.

     Происхождение вина — один из основных критериев  выбора. С одной стороны, российский потребитель всегда стремился к  импортному вину. Особенно это заметно  в премиальном сегменте, но даже в “рамках низкой цены” этот тренд вполне очевиден — прошлый  успех молдавских вин — лишнее тому подтверждение. Другой характерный  пример — производство российскими  компаниями вина, позиционируемого как  импортное. Отечественные производители  использовали и продолжают использовать все доступные средства, чтобы  убедить целевую аудиторию в  том, что их вино — импорт чистой воды. В ход идут как производственные, так и маркетинговые механизмы: импортное винное сырье, европейский  дизайн и иностранное название продукта a la Франция, Испания, Италия, Германия, Чили или Аргентина.

     Постепенные изменения заметны и в географических предпочтениях российских потребителей. Если раньше преимущество имели вина Старого Света, особенно французские, то сегодня все большую роль начинают играть вина Нового Света, имеющие определенные ценовые преимущества.

     Вино  российского производства постепенно увеличивает свою долю рынка, однако многие потребители по-прежнему относятся  к нему настороженно. Можно сказать, что вне конкуренции российское вино в основном в нижнем ценовом  сегменте. Здесь успех объясняется  просто — отсутствием конкурентов. Но российские виноделы не отказываются от идеи создания премиального вина. Успешная реализация подобного проекта имела  бы не только коммерческое значение для  самого производителя, но и привела  бы к повышению имиджевой составляющей всей российской винодельческой отрасли  в целом. Однако очевидны не только плюсы воплощения этой мечты в  жизнь, но и препятствия на пути к  ней. Создание успешного премиального российского вина сегодня вряд ли возможно. И здесь дело не столько  в качестве продукта, сколько в  стереотипах потребителя. Все-таки Россия далеко не виноградная и, мягко  говоря, не южная страна. Но проблема еще и в цене вопроса. Создание премиального российского вина потребует  серьезных производственных затрат, а кроме того, значительных вложений в продвижение продукта. Итог таков: даже если мы получаем вино очень высокого качества, по стоимости оно встает на полку рядом с импортным  вином. В этих условиях только самые  патриотичные приверженцы отечественных  продуктов сделают правильный выбор, а их пока немного.

     Пить  в будущем станут больше, уверены  аналитики. Ожидается, что мировое  потребление алкоголя будет расти  на 1,4% в год. Причем самыми пьющими  станут азиаты. К 2010 году Азия будет  выпивать 47% всего потребляемого  в мире алкоголя.

     О России тоже не забыли. По расчетам экспертов, через несколько лет наша страна станет восьмым по величине рынком сбыта вина. Про водку аналитики  ничего не говорят. Хотя именно ее русские  традиционно потребляют в астрономических количествах. По статистике, в России на одного взрослого мужчину в год приходится около 180 выпитых бутылок водки.

     Выводы:

     • Доля вина на российском алкогольном  рынке весьма невелик, так как  в силу менталитета россияне отдают предпочтение более крепким напиткам, а в последние годы и пиву. По потреблению вина Россия значительно  уступает Европе, кроме того, культура потребления вина развита в России еще недостаточно, что, несомненно, находит отражение во вкусовых предпочтениях  россиян.

     • Вследствие вышеуказанных причин, россияне предпочитают недорогие сорта вин  болгарских, молдавских, и, в недалеком  прошлом, грузинских производителей. При  этом нельзя не отметить, что в последнее  время становятся все более популярными  недорогие сорта вин из Европы и экзотических стран, их продажи  довольно стабильны.

     • Тем не менее, российский алкогольный  рынок продолжает пребывать в  застое. В последние пару лет наблюдается  снижение импорта. При этом резко  возрос импорт виноматериалов из ближнего и дальнего зарубежья, что говорит  об активизации винно-водочной промышленности России.

     • Позитивное влияние макроэкономических факторов привело к тому, что отечественные  потребители все чаще выбирают более  изысканные, а, следовательно, и более  дорогие сорта вин. Сегмент дорогих  вин растет. В большинстве своем, эта тенденция охватывает крупные  города и столицу.

     • Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день российский рынок вин не слишком развит, однако имеет значительный потенциал для  роста. Факторами, которые будут  ему способствовать, являются, прежде всего, рост благосостояния и повышение  культуры потребления алкогольных  напитков. 
 

    1. Классификация и ассортимент виноградных изделий России
 

     Классификация по содержанию углекислого  газа:

     По  содержанию углекислого газа вина делятся  на тихие и игристые.[10]

    • Тихие вина практически не содержат углекислого газа.
  • Игристые вина – вина, содержащие углекислоту, произведенные по определенной технологии.

     Существуют  четыре основных способа производства игристых вин:

     Газирование, т.е. искусственное введение двуокиси углерода. Обычно применяется при изготовлении низкокачественных вин.

     «Сельский метод» (methode rurale). Суть этого метода сводится к завершению первой алкогольной ферментации в бутылке.

     Метод Шарма (procede Charmat) – вторичная ферментация производится в специальных металлических резервуарах – акратофорах. Одним из вариантов такого метода является разработанный в СССР метод непрерывной шампанизации.

     Классический  метод. Вторичная ферментация в этом случае происходит в бутылке.

     К игристым винам относятся шампанские вина. Шампанским вином может называться только, то вино, которое производят во Франции, в провинции Шампань.

     Шампанское - это игристое вино, насыщение которого естественным углекислым газом происходит в период вторичного брожения и при последующей выдержке. Шампанское относится по французской классификации к категории А.О.С., при его производстве соблюдаются самые строгие правила, предусмотренные французским законодательством для этой категории вин (в том числе система обрезки лоз, сбора винограда, производительность с гектара и т.п.). 
 

     Отдельно  можно отметить несколько особых категорий:

  • Жемчужные вина (VIN PERLANT). Содержание углекислого газа в них настолько мало, что он заметен лишь в виде пузырьков, осаждающихся на стенках рюмки;
  • Искристые вина – отличаются слабым давлением в бутылке (1-2,5 атмосферы) и невысокой крепостью (минимальное содержание спирта – 7%).[10]

     Классификация по цвету вина:

  • Белые. Имеют соломенно-желтый, золотисто-желтый, желтый с зеленоватым оттенком, цвет слабого чая;
  • Красные. Бывают с синеватым (молодые вина), гранатовым, рубиновым и кирпичным (старые вина) оттенками;
    • Розовые. Промежуточные оттенки между белым и красным.

     Классификация по содержанию сахара и спирта:

  • Сухие вина. Обычно употребляются во время еды. Они имеют умеренное количество спирта, от 9 до 14%. Не содержат сахара или содержат не более 1%.
  • Полусладкие вина. Их крепость ниже, чем у столовых вин, – от 7 до 12%, но сахара они содержат от 3 до 7%.
  • Десертные сладкие. Содержание сахара – от 8% до 20% и более. Вина, содержащие свыше 25-28% сахара, называются ликерными. Чем выше сахаристость таких вин, тем ниже у них содержание спирта. Так, мускаты, содержащие свыше 20% сахара, имеют не более 14% спирта. Вина, содержащие 8-10% сахара, должны иметь не меньше 15-16% спирта, чтобы приобрести достаточную биологическую устойчивость.
  • Десертные крепкие вина. Содержат от 16 до 20% спирта. Чаще всего их крепость колеблется в пределах 18-19 %. Кроме того, они содержат обычно от 3% до 6%, реже до 11% сахара. К этой категории вин относятся сухие и полусладкие мадеры, полусухие и полусладкие портвейны, сухие, полусухие и полусладкие хересы (по содержанию спирта некоторые сухие xepecы относятся к винам столового типа).

     Существенным  отличием виноградных вин от плодовых и ягодных является то, что в  виноградные вина не добавляется ни вода, ни сахар. Добавление сахара к вину разрешено только при производстве Советского шампанского. Плодово-ягодные вина, за исключением некоторых яблочных и грушевых, приготовить без воды и сахара невозможно.

     Добавление  спирта разрешено как в виноградные, так и в плодово-ягодные десертные  сладкие и крепкие вина. В столовые вина вводить спирт запрещено.

     Из  консервирующих веществ в вино разрешено  вводить только сернистую кислоту  в очень ограниченных количествах.

     Классификация по уровню качества:

  • Столовые вина – начальная ступень качества. Для их производства может быть использован виноград разных стран, на этикетке не указывается год урожая, так как эти вина чаще всего купаж вин разных лет, контроль качества не требует от таких вин соблюдения определённых стилей винопроизводства. Столовые вина не должны быть дорогими.
  • Марочные вина – лучшие, выдержанные вина, вырабатываемые в определённых винодельческих районах из одних и тех же сортов винограда, сохраняющие вкус и аромат.
  • Коллекционные вина с очень длительной выдержкой.

Информация о работе Анализ ассортимента и качества виноградных изделий