Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследование целей и задач муниципальной администрации, проведение анализа организационной структуры Администрации Прионежского муниципального района и ее взаимодействия с органами и организациями на местах.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач:
- исследования понятия муниципального управления;
-анализа основных нормативных актов действующего законодательства;
- выявления факторов, влияющих на построение организационной структуры органов местного самоуправления ;
- анализа деятельности администрации муниципального образования Прионежского муниципального района по выполнению целей и задач управления.
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, промышленного производства и общественных процессов, управления экономикой, социальной сферой территорий. Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для достижения поставленных целей.
Местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с другими конституционными принципами, определяет систему демократического управления в обществе и государстве.
Муниципальное управление должно соответствовать характеру решаемых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муниципального образования; стабилизация экономики муниципальных образований; развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей; поддержание экологической обстановки; сохранение единого экономического пространства.
В решении этих задач комплексность — обязательное условие повышения эффективности воздействия на социально-экономические процессы.
Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муниципального хозяйства).
Принцип самоуправления — это правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.
Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации (далее РФ) и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демографических условий и особенностей, а также местных традиций1.
Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»2.
Данная формулировка воспроизведена и в ст. 1 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»3.
Согласно Федеральному Закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, основным признаком которых является наличие муниципальной собственности, местного бюджета и органов местного самоуправления4. В процессе управления муниципальным образованием между элементами системы складываются отношения экономические, организационные, правовые, управленческие.
Безусловно исследуемая тема является актуальной в связи с реформой местного самоуправления, его территориальной организации, приведением структур органов местного самоуправления в соответствие с новой редакцией Федерального Закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменением некоторых положений муниципального самоуправления согласно новому законодательству.
Цель настоящей работы – исследование целей и задач муниципальной администрации, проведение анализа организационной структуры Администрации Прионежского муниципального района и ее взаимодействия с органами и организациями на местах.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач:
- исследования понятия муниципального управления;
-анализа основных нормативных актов действующего законодательства;
- выявления факторов, влияющих на построение организационной структуры органов местного самоуправления ;
- анализа деятельности администрации муниципального образования Прионежского муниципального района по выполнению целей и задач управления.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе муниципального управления в связи с реализацией его целей и задач.
Предметом исследования данной работы является организационная структура Администрации Прионежского муниципального района как органа местного самоуправления и его деятельность по выполнению целей и задач муниципального управления.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления целей и задач организационной структуры в системе муниципального управления.
Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию законодательства и развитию практики его применения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Исследовательскую
базу составляют Европейская хартия
о местном самоуправлении, Конституция
Российской Федерации, правовые нормативные
акты РФ, субъектов РФ, нормативные
документы местного самоуправления, научно
- исследовательская литература и периодическая
печать.
ГЛАВА
1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
– ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.
Правовое регулирование
муниципального управления
Прежде всего следует определиться с самим понятием «муниципальное управление». Для начала обратимся к статье 3 Европейской хартии о местном самоуправлении, в которой сказано, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления»5.
Статья 12 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации (далее РФ) признается и гарантируется местное самоуправление, относится к главе 1 Конституции Российской Федерации – основы конституционного строя6. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ прямо говорит о том, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ7.
Под правовой основой местного самоуправления понимается совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление, из которых в последние годы сложилась новая отрасль российского права – муниципальное право. Именно оно вместе с конституционным правом является той фундаментальной основой, на которой возводится ныне муниципальное здание.
При этом следует отметить, что с развитием и укреплением правовой базы местного самоуправления, что связано с принятием федеральных и региональных законов, специально регулирующих различные сферы общественных отношений, возникающих на местном уровне, муниципально – правовые нормы приобретают все более самостоятельное значение и являются приоритетными по отношению к нормам, содержащихся в других законах. Например, ст. 7 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ прямо закрепляет положение о том, что федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и названному Федеральному закону. В случае такого противоречия применяются положения Конституции РФ и указанного Федерального закона8.
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы, т. е. та форма, в которой они получают свою жизнеспособность. Существует три уровня источников муниципального права – федеральный, региональный и местный.
На федеральном уровне главным источником муниципального права является Конституция РФ, в которой впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества9.
Важнейшим источником являются федеральные законы, которые условно можно подразделить на две разновидности:
1)
федеральные законы, специально
регулирующие вопросы
2)
федеральные законы, составляющие
законодательную основу других
отраслей права (
На региональном уровне источниками муниципального права являются правовые акты субъектов РФ. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В источники муниципального права на этом уровне входят также акты глав субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ. К источникам муниципального права относятся также решения конституционных, уставных судов субъектов РФ11.
На местном уровне источниками муниципального права являются уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления12.
Кроме того, к источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы13. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985г., ратифицированную Федеральным законом от 11 апреля 1998г., необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника российского муниципального права.
Европейская Хартия местного самоуправления - один из главных источников муниципального права европейских государств, намечающий пути развития местного самоуправления в современной Европе. Целью Хартии является обеспечение и защита прав местных органов самоуправления. Хартия обязывает государства, входящие в Совет Европы, беречь и укреплять политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ14.
В преамбуле Хартии констатируется, что местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя, обеспечивая эффективное и приближенное к гражданам управление. В документе подчеркнуто, что право на местное самоуправление - одно из важнейших гражданских прав, а подлинное народовластие надо искать не там, где власть централизована, но там, где она рассредоточена и передана на места. Часть 1 Хартии раскрывает понятие местного самоуправления, определяет сферу его компетенции, гарантии и механизмы правовой защиты, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования: "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения". Важно отметить, что самоуправление немыслимо без свободных выборов - не случайно оно "осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования"15.
В Хартии предусмотрено право местных сообществ на собственные территориальные границы; на самостоятельное определение своих административных структур, отвечающих местным потребностям и обеспечивающих эффективное управление; на взимание налогов. Хартия предусматривает разнообразие моделей местного самоуправления с учетом особенностей каждого члена Совета Европы16.