Муниципальное администрации и ее взаимодействия с органами и организациями на местах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследование целей и задач муниципальной администрации, проведение анализа организационной структуры Администрации Прионежского муниципального района и ее взаимодействия с органами и организациями на местах.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач:
- исследования понятия муниципального управления;
-анализа основных нормативных актов действующего законодательства;
- выявления факторов, влияющих на построение организационной структуры органов местного самоуправления ;
- анализа деятельности администрации муниципального образования Прионежского муниципального района по выполнению целей и задач управления.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

     Третий вариант. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе49.

     В условиях новой системы муниципальных образований в Законе № 131-ФЗ введены варианты формирования представительного органа муниципального района. Этот орган может:

     - состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов соответствующих поселений, избираемых ими из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения поселений) нормой представительства;

     - избираться на муниципальных выборах, причем число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района50.

     Понятие «представительный орган местного самоуправления» является частным  случаем понятия «орган местного самоуправления». Но роль этого властного органа в муниципальном образовании исключительна, что нашло отражение в Европейской Хартии местного самоуправления и в федеральном законодательстве. Дело в том, что местное самоуправление – не только форма управления на местном уровне, но и институт гражданского общества, позволяющий не просто управлять местным хозяйством, а осуществлять это управление в интересах населения территории.

     Количественный  состав представительного органа определяется уставом муниципального образования  и зависит, как правило, от числа его жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного органа весьма различны.

     Статус  представительного органа определяется его компетенцией, которая имеет  две основные составляющие: полномочия (права и обязанности) и предметы ведения. Наделение представительного органа исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам, связана с его особой ролью51.

     В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находятся:

     - принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

     - утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

     - установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

     - принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

     - определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

     - определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

     - определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

     - определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

     Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава  или избираемый из числа депутатов  председатель.

     Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. В пределах своих полномочий глава муниципального образования:

     - представляет муниципальные образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

     - подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;

     - издает в пределах своей компетенции правовые акты;

     - вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа52.

     Федеральный Закон № 154-ФЗ уже не использовал понятия «местная администрация», заменив понятие главы местной администрации на понятие главы муниципального образования, поскольку законодатель исходил из того, что местное самоуправление осуществляется населением, избранными им представительными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления. Это не означало, что местная администрация исчезла: ее отделы, управления и иные структурные подразделения остались в виде аппарата, которым руководил глава муниципального образования53.

     Вместе  с тем практика формирования и  развития местного самоуправления во второй половине 90-х гг. показала, что надо разделить власть, сосредоточенную в руках главы муниципального образования, поэтому Федеральным Законом № 131-ФЗ обновлена структура органов местного самоуправления по горизонтали. К этой структуре применены правила, имманентные системе органов государственной власти: в законе вновь появилось понятие исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации54. Анализируя нормы Федерального Закона № 131-ФЗ, отметим основные признаки местной администрации именно как исполнительно – распорядительного органа:

     1. не входят в систему органов  государственной власти (ч.4 ст.34)

     2. деятельность носит подзаконный характер, она осуществляет свои функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Указов Президента Российской Федерации, конституций(уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, решений, принятых на местных референдумах и сходах граждан, и иных муниципальных правовых актов (ст.4)

     3. является обязательным органом  в структуре органов местного  самоуправления (ч.25 ст.34)

     4. действует на территории конкретного  муниципального образования (ст.10)

     5.является  юридическим лицом, его исполнительно  – распорядительную деятельность  на территории муниципального  образования, организует исполнение  решений представительного органа  местного самоуправления (ч. 7 ст.37) и  т. д55.

     Согласно  законодательству местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещении указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации56.

     Местная администрация подотчетна соответствующему представительному органу, а также  органам государственной власти в пределах переданных местной администрации  государственных полномочий. В местной  администрации могут создаваться органы местной администрации: комитеты, департаменты и др., положение о деятельности которых утверждается выборным должностным лицом местного самоуправления (главой муниципального образования, главой местной администрации) в соответствии с уставом муниципального образования. Для организационного, правового и материально – технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации (ст.36,37 Федерального Закона № 131-ФЗ)57.

     Организационная структура – важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления.

     Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных  организационных единиц (отдельных  должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.

     Звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями  управления, а степень (уровень) управления – совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне.

     Муниципальные образования существенно различаются по размерам территории, численности и составу населения, положению в системе территориального разделения труда, экономическому потенциалу, составу муниципального хозяйства, уровню развития инженерной и социальной инфраструктуры. Тип муниципального образования предопределяет состав предметов ведения местного самоуправления, что, со своей стороны, обусловливает объем задач и функций всех органов муниципального управления, включая администрацию58.

     Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации  и служат основой для выделения  в ее структуре самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно, для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения. Муниципальные образования, различающиеся составом решаемых задач и функций управления, необходимым объемом управленческой работы, отличаются численностью и внутренним построением исполнительных органов59.

     В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной  структуры местной администрации являются:

     - глава администрации;

     - его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;

     - структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в подчинении между собой (например, отдел в составе управления);

     - коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;

     - аппарат администрации60.

     С точки зрения изложенного выше распределения задач и целей деятельности структурные подразделения администрации подразделяются на четыре группы (рис. 2.1.)

Структурные подразделения местной администрации

функциональные   отраслевые   территориальные   вспомогательные

Службы: финансовая; экономическая; правовая; информационная; по управлению имуществом; контрольно-аналитическая и др.   Сферы деятельности: ЖКХ; транспорт; потребительский рынок; здравоохранение; соц. защита; культура и др.   Районные администрации  в крупном городе   Аппарат администрации  и его подразделения
 

Рис. 2.1. Виды структурных подразделений местной администрации61 

     К ведению отраслевых структурных подразделений относятся вопросы, связанные с управлением конкретными отраслями (сферами) муниципальной деятельности. Эти подразделения выполняют функции заказчиков на выполнение работ и оказание муниципальных услуг. Их основная роль проявляется на этапе реализации целей и задач жизнеобеспечения и развития территории.

     Предметы  деятельности функциональных (штабных, общей компетенции) структурных подразделений охватывают определенную функцию для всей администрации и ее структурных подразделений. Основной их характеристикой является использование преимуществ, связанных со специализацией функций, и способность администрации видеть в рамках своей функции территорию целиком. По классификации целей муниципальной деятельности функциональные подразделения относятся к обеспечивающим. Обычно они наделяются правом согласования решений других структурных подразделений, например, по соблюдению законности или возможности финансирования62.

Информация о работе Муниципальное администрации и ее взаимодействия с органами и организациями на местах