Управление муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление проблем и обобщение опыта управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
 дать характеристику муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления;
 рассмотреть правовое обеспечение муниципальной собственности и деятельности местного самоуправления по управлению ею;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕЮ 10
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 16
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 22
2.1. СОСТАВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. ИЖЕВСКА 22
2.2. АРЕНДА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 41
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 57
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 65
3.1. РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РФ 65
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ИЖЕВСКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Муниципальная собственность является важным экономическим  ресурсом развития города. В современных  условиях роль эффективного использования  муниципальной собственности при  формировании городского бюджета значительно возрастает. Целью политики в области управления собственностью является получение максимального эффекта от ее использования. В настоящее время в муниципальной собственности и на балансе города находятся основные социально-культурные объекты города, инженерные коммуникации, около 80% жилого фонда.

Выполнение данных задач в городе Ижевске сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это проблемы, связанные с приемом объектов инженерной инфраструктуры и социального назначения в муниципальную собственность и их содержанием. Следующая проблема- высокая степень износа основных фондов муниципальных унитарных предприятий (МУП), которая в различных отраслях экономики составляет 40-60%.

Основными элементами в структуре собственности являются объекты недвижимости: жилые дома-2834, объекты нежилого фонда (за исключением зданий и строений, инженерных сетей и коммуникаций)-2996. Часть активов в имущественном комплексе составляют пакеты акций акционерных обществ и доли в уставном капитале хозяйственных обществ. По состоянию на 01.01.05 года в собственности города Ижевска находится 473 муниципальных учреждения и 56 муниципальных предприятий, пакеты акций 12 акционерных обществ. Численность работающих в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях составляет около 45 тыс. человек.

Всего муниципальными унитарными предприятиями в 2004 году произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 2131,6 млн. рублей, с ростом на 34,4% к предыдущему году. Рост объемов производства товаров и услуг муниципальных предприятий города был обеспечен в основном за счет инфляционной составляющей и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Происходит адаптация  деятельности муниципальных учреждений социальной сферы к рыночным условиям. Возрастает доля средств, полученных муниципальными учреждениями от оказания платных услуг населению, за счет предоставления новых видов услуг одновременно с сохранением гарантированных государством бесплатных услуг.

Следует отметить, что бюджетным учреждениям направляется не менее 30% средств, полученных от платных услуг, на покрытие расходов, связанных с закупкой товаров, оплатой работ и услуг.

Система рационального  использования объектов нежилого фонда  реализуется через арендные отношения. Аренда представляет механизм управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом возобновляемым источником поступления доходов.

Проблемы материальной базы являются "вечной" для местных  органов, хотя время диктует свои повороты в подходах к ее решению. В частности, в прежние времена шла острая борьба за передачу в ведение местных советов от ведомственных предприятий жилищного фонда, детских садов, объектов коммунально-бытовой инфраструктуры. Сегодня испытывающие финансовые трудности предприятия готовы сами "сбросить" всю социальную инфраструктуру органам местного самоуправления. Однако те отказываются от нее, поскольку не имеют средств на эксплуатацию, ремонт, выплату зарплаты и т.д.

Управление муниципальным  имуществом строится на следующих принципах:

  • целенаправленность управления;
  • профессиональность управления;
  • системность управления;
  • эффективность управления.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к  определению управления муниципальной собственностью. Так, под управлением муниципальной собственностью понимается деятельность органов местного самоуправления (Республика Хакасия, Ханты-Мансийский автономный округ, Омская область), участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях (Волгоградская, Свердловская области, Красноярский край), осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов муниципальной собственности (Республика Мордовия, Пензенская, Челябинская, Ярославская области).

В настоящее время в  г. Ижевске установлен единый порядок  сдачи, учета и оформления права  аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, обязательный для всех юридических и физических лиц.

Для совершенствования  методики формирования арендной платы  за пользование нежилыми зданиями (помещениями), относящимися к муниципальной собственности Удмуртской Республики необходимо рассмотреть и расширить диапазон факторов, учитываемых при определении ставки арендной платы, пересмотреть значение некоторых коэффициентов – качество строительных материалов, тип здания и др.

Как показали проведенные в работе расчеты, наибольшая арендная плата  получается при использовании Московской методики. Она более полно учитывает особенности сдаваемого в аренду помещения.

Действительно, даже при сдаче в аренду 30% имеющейся  в распоряжении муниципалитета г. Ижевска площади, т.е. около 80000 м2, бюджет города за год получит дополнительно 54402 тыс. р. прибыли при расчете арендной платы по методике Госкомитета УР по собственности, и 166970 тыс. р. по методике, принятой в г. Москве. Дополнительная сумма прибыли составит 112568 тыс. р.

То есть только за счет совершенствования методики определения ставки арендной платы, даже при сдаче в аренду 30% имеющихся  нежилых помещений, бюджет г.Ижевска  получит за год 112568 тыс. р. дополнительной прибыли, что является неплохим показателем в рамках города, а использование усовершенствованной методикой для всех нежилых помещений (зданий), находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска принесет городскому бюджету значительную сумму дополнительных доходов. Кроме того, применение высказанных в предыдущих разделах подходов к управлению муниципальной собственностью позволит также увеличить количество нежилых помещений, предлагаемых к сдаче в аренду.

Полученные бюджетом г. Ижевска средства от арендной платы  позволят заметно улучшить финансовое состояние городского бюджета, повлияв на увеличение целого ряда финансовых показателей, таких, как структура актива предприятия, ликвидность баланса, показатели платежеспособности и ликвидности, показатели финансовой устойчивости, рентабельность предприятия.

 

 

 

 

Список используемых источников и  литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. 48 с.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. М.: Проспект, 2002. 416 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1, часть 2. Ижевск: ИПК, 2002. 448 с.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. // Российская газета. № 109, 2003.
  5. О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду: Указ Президента РФ от 14.10.92г. № 1230. // Российская газета. № 142, 1992.
  6. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москва, Санкт-Петербурга и муниципальной собственности: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91г. № 3020-1 // Управление государственной собственностью в Кировской области: нормативная правовая основа. – Киров: Вятка, 2001. – с.50-58.
  7. О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.92г. № 595. // Российская газета. № 86, 1992.
  8. Постановление Мэра г.Ижевска от 23 апреля 2002 г. N 179 "О расчете арендной платы за объекты нежилого фонда, относящиеся к муниципальной собственности г.Ижевска"
  9. Новые тарифы и ставки для населения на жилищно-коммунальные услуги: Постановление Администрации г.Ижевска от 27.12.02г. № 578, 578.1, 578.2 // Удмуртская правда. 2002. 31 декабря.
  10. О порядке определения годовой арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения): Постановление Правительства Москвы № 668 от 16.09.93г. // Московские ведомости. № 29, 1993.
  11. Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности: Распоряжение Президента РФ от 18.03.92г. № 114-рп. // Управление государственной собственностью в Кировской области: нормативная правовая основа. – Киров: Вятка, 2001. – с.68-75.
  12. Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения: Распоряжение Госкомимущества Российской Федерации № 217-р от 5.02.93г. // Российская газета. № 29, 1993.
  13. О порядке сдачи в аренду муниципальной собственности г.Ижевска: Решение Городской Думы от 24.05.99г. № 102 // Маренников М.М., Золотухин И.А. Трансформация форм и методов управления собственностью. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. с. 96-117.

 

2. Литература

 

  1. Авакьян С.А. Об общих принципах организации местного самоуправления, М., Инфра-М, 2002. 254 с.
  2. Гайворонская К.Д., Глухова Л.М. Издержки производства и цена. Практикум для малого бизнеса: Учеб.пособие для экон.спец.ВУЗов / Под ред. гл.-кор. АМиР В.Г. Пушина. Ижевск: изд-во ИжГТУ, 1999. 128 с.
  3. Гайворонская К.Д., Горинов М.Н. Социально-экономическое прогнозирование: Учеб.пособие для экон.спец.ВУЗов / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Ревенко. Ижевск: изд-во ИжГТУ, 1997. 96 с.
  4. Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. М.: Юридическая литература, 2003. 463 с.
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: Юридическая литература, 2003. 406 с.
  6. Маренников М.М. Совершенствование форм и методов управления собственностью на стадии переходной экономики. Региональный аспект. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. 62 с.
  7. Маренников М.М., Золотухин И.А. Трансформация форм и методов управления собственностью. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. 121 с.
  8. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: Инфра-М, 2002. 319 с.
  9. Налоги и сборы. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. М.: Инфра-М, 2002. 45с.
  10. О составе затрат и единых нормах амортизационных отчислений. М.: Финансы и статистика, 2003. 224с.
  11. Управление государственной собственностью: Учебник под ред. д.э.н. проф.В.И.Кошкина. М.: ЭКМОС, 2002. 664с.
  12. Управление государственной собственностью: Учебник под ред. д.э.н. проф.В.И.Кошкина, к.э.н., доцента В.М. Шупыро. М.: Инфра-М, 1997. 496с.
  13. Фадеев В.И. Муниципальное право России М.: Юридическая литература, 2003. 399 с.
  14. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник под ред. Е.С.Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2002. 656 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Износ основных фондов муниципальных унитарных  предприятий, %

 

Наименование показателей

Износ, %

ЖКХ

38,5

Культура

53,9

Торговля

54,7

Бытовое обслуживание

58,1

Общественное питание

66

Прочие отрасли

44,8


 

 

Приложение 2

Структура муниципальных  унитарных предприятий, шт.

 

Наименование отраслей

2003 г.

2004 г.

Здравоохранение

41

38

Народное образование

148

141

Дошкольное образование

203

200

Культура

21

34

По делам семьи

14

19

Физической культуры и  спорта

2

4

Молодежной политики

13

19

Прочие учреждения

18

18


 

 

Приложение 3

Основные показатели развития отраслей муниципального  
сектора экономики г. Ижевска

 

Наименование отраслей

Выручка от реализации, тыс. руб.

Балансовая прибыль, тыс. руб.

Среднесписочная численность, чел.

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Торговля

178907,6

196644,0

8624,9

5143,0

383

410

Бытовое обслуживание

8429,1

9954,0

682,6

580,0

193

180

Общественное питание

7607,2

13126,0

73,1

95,0

70

94

Предприятия ЖКХ

1038057

1482811

54596,5

18249,0

4947

5600

ЖРП

63476,3

78960

1829,7

4216,0

2080

1412

Предприятия культуры

14791,6

6804

1011,4

579,0

218

220

Прочие предприятия

275207,5

343251,0

3435,1

1343,0

3933

4016

Всего

1586475

2131550

70253,3

30205,0

11824

11932

Информация о работе Управление муниципальной собственностью