Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Шпорі рус.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

1) правила, которых  следует придерживаться в процессе  разработки и формулирования норм закона (доступность для понимания, четкость формулировок, однозначность и общепризнанность терминологии и т.п.);

2) правила построения  законодательных актов, которые  включают в себя логическую  последовательность изложения нормативного  материала (в частности, вначале принято излагать более общие предписания, затем более конкретные); структурную организацию закона (вводная часть – преамбула, общие и особенные части); отсутствие противоречий между частями закона; снабжение частей закона заголовками: разделы, главы, статьи и т.д.;

3) правила, относящиеся  к внешнему оформлению законов  и их публикации (наличие обязательных  реквизитов закона, введение его  в действие, изменение или отмена  других нормативно-правовых актов,  которые противоречат этому закону).     

Использование законодательной  техники обеспечивает точность и  ясность юридических формулировок, их логическую связь и последовательность, единообразное применение юридических  терминов.

 

Юридическая терминология закона

Юридическая терминология  - совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия.

Виды юридических  терминов в зависимости от происхождения:

1) общеупотребляемые термины (государство, народ, выборы и т.д.). Эти термины применяются в праве в том же значении, что и в бытовом общении, в художественной литературе, в других науках;

2) специально-технические термины – термины, которые имеют особый смысл в области специальных знаний – техники, медицины, экономики, социологии, биологии и т.д. и были заимствованы юриспруденцией. Они имеют в праве то же значение, что и в тех областях, из которых они были взяты (например: акция; вексель; эпидемия; безработный и т.д.);

3) специально-юридические термины – термины, имеющие особый юридический смысл, которым выражается своеобразие того или иного правового понятия (прокурор, истец, правоспособность, деликтоспособность, судимость, исковое заявление, срок исковой давности и т.д.).

В зависимости от сферы  их применения в праве и законодательстве термины могут быть:

- общеправовыми – применяются во всех или в большинстве отраслей права (например, адвокат, судья, закон, нормативно-правовой акт);

- межотраслевыми – применяются в нескольких отраслях права (например, дисциплинарное или административное взыскание – трудовое и административное право);

- отраслевыми – применяются в одной отрасли права (например, соучастник преступления, судимость, невменяемость – уголовное право; моральный вред, дееспособность – гражданское право).

Стиль правового  акта  - система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в юридических документах. Законодательство имеет свой специфический язык, свой стиль, который можно охарактеризовать как официально-документальный.

Основа законодательного текста – это предписания, и законодатель не должен объяснять, почему он поместил в законе именно эти предписания, а не другие.

Закон должен пониматься однозначно, поэтому его язык должен быть формальным и стереотипным, однотипные формулировки изложены похожими словами  и выражениями. Для юридического языка характерен повелительный стиль изложения.

Реквизиты закона – это его наименование, заголовок, дата принятия, вступления в силу, подписи и т.д.

Структура закона – это элементы или составные части, из которых состоит текст закона.

Текст закона, как правило, начинается с Преамбулы или введения.

Далее, обычно, идет раздел – общие положения, в который  включаются статьи общего характера. За этим разделом размещаются разделы, статьи которых посвящены правовому регулированию тех или иных конкретных вопросов, входящих в предмет правового регулирования этого закона. Потом может быть размещен раздел, в котором рассматриваются вопросы юридической ответственности за нарушение данного закона. И в конце закона – раздел «Заключительные положения».

 

Способы изложения норм права в статьях закона

Нормы права реализуют  себя в статьях закона. Статья закона является основной структурной единицей закона (кодекса). Как правило, она содержит в себе содержательно и стилистически завершенную правовую формулировку или несколько формулировок, касающихся одного и того же предмета правового регулирования.

Характерным формальным признаком статьи закона являются слово «статья» и соответствующий номер, которые в тексте закона приводятся перед названием статьи.

Нумерация статей в тексте закона всегда является последовательной и сквозной. Статьи нумеруются арабскими цифрами.

Внутренняя структура  закона. Составной частью статьи закона может являться пункт статьи. Пункт излагается в виде самостоятельного абзаца (нескольких абзацев, но это уже нарушение правил законодательной техники), пункт названия не имеет, но обозначается номером (арабскими цифрами).

Если диспозиция статьи закона состоит из нескольких абзацев, не являющихся пунктами закона, мы говорим о частях статьи закона.

Норма права может  реализовать закрепленные в ней  предписания только в том случае, если она найдет свое закрепление  в законе (или в другом нормативно-правовом акте).

В статье закона (или другого нормативно-правового акта) может содержаться одна или несколько правовых норм.

Юридичні конструкції  в законотворчості

 

Юридические конструкции – это предусмотренные законом модели (типовые схемы) устойчивого построения нормативного материала в виде системы взаимозависимых и внутренне единых элементов правового характера (правомочий, обязанностей, ответственности, процедур), обеспечивающих поддержание связей между участниками правоотношений. Особые юридические конструкции позволяют включать в действие – в зависимости от обстоятельств – разные юридические нормы. Безукоризненность конструкций – показатель совершенства законотворчества. Избирательность использования законодателем юридических конструкций недопустима: она ведет к коллизиям между законодательными актами.

Фактический (юридический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права.

Фактические составы  делятся на:

а) однородные и комплексные. Однородные включают факты, относящиеся к одной и той же отрасли права. Комплексные – включают факты, относящиеся к различным отраслям права.

б) простые и сложные.

 

Законодательная процедура

Работа по написанию  проекта первичного закона, который  содержит новеллы законодательного регулирования, как правило, более сложная и включает большее количество этапов, чем работа по написанию согласительного законопроекта (законопроекта, который устраняет несогласованность и противоречия между действующими законами).

Как правило, при обычных условиях, написание текста законопроекта, проходит следующие этапы:

ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ТЕКСТА ЗАКОНОПРОЕКТА

1) определение перечня  вопросов, которые должны быть  урегулированы законопроектом, и  расположение их в последовательном  систематизированном порядке;

2) разработка плана-  схемы ( структуры) законопроекта,  который включает в себя названия  и номера разделов, глав, статей  законопроекта. В случае разработки  законопроекта о внесении изменений,  план-схема также включает в  определенной последовательности названия законов, к которым вносятся изменения, с указанием номеров соответствующих статей этих законов, а в случае необходимости включает составными частями и планы новых разделов, глав ( новых редакций разделов, глав), что должны быть внесенные как дополнения к соответствующим законам;

3) обсуждение, согласование  и изложение в письменной форме  ключевых положений законопроекта;

4) основной этап, который  включает формулирование и изложение  в письменной форме текста  статей законопроекта, а для  закона о внесении изменений – текста соответствующих формулирований о внесении изменений и дополнений, статей в новых разделах, новых редакций статей и т.д.

5) анализ написанного  текста с целью устранения  возможных разногласий в нем. 

Во время написания  законопроекта о внесении изменений должен быть проведен анализ всех законов, к которым вносятся изменения, с целью согласованности их “несмененного” текста с теми его фрагментами, которые должны появиться или измениться после принятия законопроекта, а также с целью выявления пробелов и несогласований, которые могут возникнуть вследствие изъятия из начального закона тех или других его фрагментов;

6) написание сопроводительной (объяснительной) записки и подготовка  других сопроводительных документов  к законопроекту.        


Под апробацией законопроекта следует понимать деятельность по проверке правильности положений подготовленного законопроекта для последующего устранения выявленных недостатков, а также анализа высказанных замечаний и предложений. 

Как правило, апробация осуществляется после написания текста законопроекта, но до внесения его на рассмотрение парламента.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Законопроекты рассматриваются  Верховной Радой, как правило, по процедуре трех чтений.

Табл. 2.17

Розгляд і прийняття  законопроекту за процедурою трьох читань включає:

1) перше читання - обговорення  основних принципів, положень, критеріїв,  структури законопроекту та прийняття  його за основу;

2) друге читання - постатейне  обговорення і прийняття законопроекту  в другому читанні;

3) третє читання - прийняття  законопроекту, який потребує  доопрацювання та узгодження, в  цілому.


 

Решение о проведении повторных первых и вторых чтений законопроекта Верховная Рада может принимать не больше двух раз. По решению Верховной Рады допускается окончательное принятие законопроекта (кроме проектов кодексов и законопроектов, которые содержат свыше 100 статей, пунктов) сразу после первого или второго чтения, если законопроект признан не требующим доработки, и если не поступило замечаний относительно его содержания от народных депутатов, других субъектов права законодательной инициативы, юридического или экспертного подразделов Аппарата Верховной Рады. Во время второго и третьего чтений рассматриваются сравнительные таблицы законопроектов, а относительно законопроектов о внесении изменений в законы сравнительные таблицы рассматриваются и в первом чтении.

Законопроект может  быть отозван субъектом права законодательной инициативы, который его внес, до включения его в повестку дня сессии Верховной Рады. Законопроект, включенный в повестку дня сессии Верховной Рады до его принятия в первом чтении за основу, может быть отозван по решению Верховной Рады и снят с рассмотрения.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Конституционный процесс – процесс рассмотрения и решения дел Конституционным Судом Украины, является составляющей частью законотворческого процесса, т.к.:

а) КСУ выносит решение, которым устанавливает соответствие принятых законов или их отдельных  положений действующей Конституции;

б) КСУ дает официальное толкование законов Украины, которое является обязательным и действует в единстве с законом.

В соответствии со ст. 124 Конституции Украины: "Правосудие в Украине осуществляется  исключительно  судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины  и судами общей юрисдикции… Судебные решения постановляются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины". 

Раздел XII Конституции  Украины – "Конституционный Суд  Украины". В соответствии со ст. 147 Конституции Украины Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине. Конституционный Суд решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов Украины.

 

Законодательная процедура

Право законодательной инициативы в Верховной Раде, то есть право внесения официального предложения об издании, изменении или отмене закона, принадлежит Президенту Украины, народным депутатам и Кабинету Министров Украины.

Право законодательной  инициативы осуществляется путем внесения к Верховной Раде: проектов законов, постановлений или других актов Верховной Рады; предложений к законопроектам; поправок к законопроектам. Внесенный законопроект регистрируется в Аппарате Верховной Рады и направляется для предыдущего рассмотрения в комитеты парламента, при этом для подготовки выводов определяется главный комитет. После принятия вывода главным комитетом и включение законопроекта в повестку дня сессии Верховной Рады, он обсуждается на пленарных заседаниях парламента – чтение законопроекта. Законопроекты рассматриваются Верховной Радой, как правило, за процедурой трех чтений, которые включают: 1) первое чтение – обсуждение основных принципов, положений, критериев, структуры законопроекта и принятие его за основу; 2) второе чтение – постатейное обсуждение и принятия законопроекта во второму чтении; 3) третье чтение – принятие законопроекта в целом.

Решение о проводке повторных  первых и вторых чтений законопроектов Верховная Рада может принимать  не больше двух раз. По решению Верховной Рады допускается окончательное принятие законопроекта ( кроме проектов кодексов и законопроектов, которые содержат свыше 100 статей, пунктов) сразу после первого или второго чтения, если законопроект признан таким, что не нуждается в доработке, и если не поступило замечаний относительно его содержания от народных депутатов, інших субъектов права законодательной инициативы, юридического или экспертного подразделов Аппарата Верховной Рады. Принятие закона осуществляется путем голосования. Согласно ст. 91 Конституции Украины, Верховная Рада принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. Итак, для принятия обычного закона, он должен получить одобрение большинства (50% + 1 голос) членов парламента. Принятый закон подписывает Глава Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"