Экономико-статистический анализ молочной продуктивности в совокупности условных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление факторов влияющих на себестоимость молока, как положительных, так и отрицательных, путей уменьшения влияния неблагоприятных факторов.
Статистические методы, используемые в работе: статистическое наблюдение, сводка и группировка, анализ рядов динамики, анализ расчета средних и показателей вариации, индексный и корреляционный методы, дисперсионный анализ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность себестоимости и важность её статистического изучения………………………………………………………………………......5
2. Группировка предприятий по уровню себестоимости молока. Выявление влияния молочной продуктивности коров и материальных затрат на себестоимость одного центнера молока………………………………………...7
3. Определение средних характеристик (степенных и структурных) себестоимости производства молока, молочной продуктивности коров и материальных затрат в расчете на одну голову продуктивного стада………17
4. Анализ динамики молочной продуктивности за 9 лет с расчетом показателей динамики цепным и базисным способом по Красноармейскому району. Выявление основной тенденции и прогноз…………………...……..23
5. Индексный анализ себестоимости одного центнера молока…….………..31
6. Корреляционный анализ зависимости себестоимости от молочной продуктивности коров и материальных затрат в расчёте на одну голову......35
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы………...…..…………………………….41

Работа содержит 1 файл

КУРС-ВОЛОД.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

              Получаемая в процессе статистического наблюдения информация об отдельных единицах статистической совокупности характеризует их, как правило, с различных сторон. Например, при изучении торговли района собранные статистические данные о коммерческой деятельности отдельных торговых предприятий содержат соответствующую оценку работы каждого из них. Однако обобщающую характеристику по торговым предприятиям в целом можно получить, систематизируя и обобщая полученную информацию, а также сводку, являющуюся второй стадией статистического исследования, в процессе которого осуществляется научная обработка собранного материала. В результате этого этапа индивидуальные данные превращаются в упорядоченную систему статистических показателей, дающих возможность в целом оценить коммерческую деятельность торговых предприятий, выявить закономерность их развития.

                            Таким образом, статистическая сводка – систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов.

                            Применение соответствующих приемов статистической сводки обусловлено характером и формами развития изучаемых явлений. С их изменением должны видоизменяться и способы осуществления статистической сводки. Переход на рыночную экономику объективно меняет принципиальные подходы и ко второй стадии статистического исследования.

                            Статистические сводки различаются по ряду признаков: по сложности построения, месту проведения и способу разработки материалов статистического наблюдения.

                            По сложности построения сводка может прежде всего представлять общие итоги по изучаемой совокупности в целом, без какой-либо предварительной систематизации собранного материала. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Это так называемая простая сводка. Она может быть вспомогательной, если содержащаяся в ней информация используется в дальнейшем для углубленного изучения статистической совокупности.

                            Однако сбор сведений и итоговое их обобщение могут иметь самостоятельное значение. Ценность этого вида сводки возрастает в условиях рыночной экономики, поскольку и итоговые данные по основным показателям могут быть получены быстро и служить основой для принятия оперативных управленческих решений, связанных со сложившейся по конкретным товарам конъюнктурой рынка.

                            Статистическая сводка в широком ее понимании предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей, подсчет соответствующих итогов и представление результатов сводки в виде таблиц, графиков.

                            Выделение однородных и социально-экономическом отношении групп является основой статистической сводки исходной информации, непременным условием ее научной разработки и практического использования в коммерческой работе.

                            Вся многогранная и сложная работа по статистической сводке исходной информации подразделяется на следующие этапы:

                формулировка задачи сводки на основе целей статистического исследования;

                формирование групп и подгрупп определенно группированных признаков, числа групп и величины интервала. Решение вопросов, связанных с осуществлением группировки, включая выделение существенных признаков, установление специализированных интервалов, поступление комбинированных группировок;

                осуществление технической стороны сводки, то есть проверка полноты и качества, собранного материала, подсчет различных итогов и исчисление необходимых показателей для характеристики всей совокупности и ее частей.

              Статистическая сводка осуществляется по специально составленной программе, содержание которой в большинстве своем отражается в системе моментов разработочных таблиц, позволяет получать данные по многим признакам и охарактеризовать объект, его отдельные части многочисленными показателями. В программе также указываются способы сводки данных статистического наблюдения.

                            Способ разработки статистической сводки может быть централизованным и децентрализованным. При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной сводке обобщение материала осуществляется снизу доверху по иерархической лестнице управления, подвергаясь на каждом из них соответствующей обработке. В условиях изменения форм хозяйствования, реальных рыночных отношений принципиально меняются приемы осуществления сведения статистической информации.

                            Сокращается общегосударственная и отраслевая отчетности, а объем и разнообразие данных, связанных с рынком и коммерческой деятельностью в самих предприятиях и других уровнях, возрастают. Происходит упорядочение способов получения сводки и использование каждой единицы информации.

              Развиваются такие источники данных, как выборочные обследования, единовременные учеты и другие пути получения необходимых сведений для управления коммерческими процессами, главным образом в низовых и средних звеньях отрасли.

              Для корректирующих, регулирующих целей, обеспечивающих пропорционально-отраслевое развитие всего общества, централизованная форма сводки также будет совершенствоваться, изменяться по содержанию.

Методы и формы организации статистической отчетности как один из видов сводки предполагается дифференцировать с обязательным условием сводимости применительно к различным социальным типам предприятий с тем, чтобы в полной мере характеризовать становление многоукладности экономики, социальную структуру народного хозяйства, в том числе и торговли.

              Проведём простую группировку совокупности молокоперерабатывающих предприятий по себестоимости одного центнера молока.

              В первую очередь необходимо составить дискретный и ранжированный ряды распределения, расположив предприятия в порядке возрастания порядковых номеров и себестоимости центнера молока (Приложение 2). Ранжированный ряд отображается на Огиве Гальтона (Приложение 3).

              Далее необходимо разбить ранжированный ряд на интервалы. Существует несколько методик разбиения совокупностей на интервалы, среди которых следует избрать равномерное деление на равные отрезки, так как полученная Огива Гальтона не имеет ярко выраженных перепадов, т.е. визуальное определение интервалов не представляется в данном случае правильным. При выбранном способе определения интервалов нужно воспользоваться следующей формулой:

                                      (2.1), где

 

h – размер интервала;

Хmax – максимальное значение признака в совокупности;

Хmin – минимальное значение признака в совокупности;

n – количество интервалов.

             

 

 

Число групп определяется исходя из следующих правил:

                  по формуле Стерджесса

n=1+3,322·lgN (2.2), где

n – число групп;

N – число единиц совокупности.

              Согласно формуле выбор числа групп зависит от объёма совокупности; её применение даёт хорошие результаты, если распределение единиц совокупности по признаку, близко к нормальному.

   при скачкообразном изменении группировочного признака следует ориентироваться на концентрацию точек по данным огивы Гальтона. В данном случае число групп определяется числом скачков (изломов) графика.

   если исследователь затрудняется в выборе одного из названных выше способов определения числа групп, можно использовать приём равночастотных интервалов.

Наиболее целесообразным представляется число интервалов, равное 6, рассчитанное по формуле Стерджесса. При таком количестве интервалов размер первых пяти интервалов получен в размере 40 рублей, а размер последнего интервала составляет 363 рубля. Также для каждого интервала необходимо найти количество предприятий, среднее значение себестоимости, процентное соотношение количества предприятий в интервале общему числу, кумулятивную частоту, а также частоту распределения для каждого из полученных интервалов. Полученные значения занесём в «таблицу разбиения на интервалы группировки предприятий по себестоимости одного центнера молока» (Приложение 4), а также построить по полученным значениям частоты распределения и кумулятивной частоты – гистограмму и полигон распределения и куммуляту, соответственно (Приложение 4, 5).

Сведём значения затрат на производство молока по статьям по каждому предприятию в таблицу «Распределение затрат на производство молока по статьям» (Приложение 7). На основе значений данной таблицы, а также других показателей из исходных данных (Приложение 1) найдём средние значения затрат на производство молока по статьям и продуктивности одной головы для каждого из выделенных интервалов. Для этого необходимо составить таблицу «Рабочая таблица для определения средних характеристик» (Приложение 8), в которой следует определить общие значение вышеуказанных показателей для каждого из интервалов.

На основе полученных данных составим  таблицу 2.1 Зависимость себестоимости одного центнера молока от факторов интенсификации в совокупности молокоперерабатывающих предприятий», в которой по каждому из имеющихся интервалов необходимо рассчитать усредненные значения статей затрат на производство молока, а также молочной продуктивности коров.

Таблица 2.1 – Зависимость себестоимости одного центнера молока от факторов интенсификации в совокупности условных предприятий

Группы по себестоимости, руб.

Число предпр.

Продуктивность,ц/гол

В среднем по группе на 1 голову, тыс.руб.

Средняя себестоимость 1 ц, руб.

Затраты пр-ва всего

Затраты на оплату труда

Матер. затраты

Затраты на содержание ОС

Прочие затраты

I.785-825

4

20,09

16,03

3,81

5,58

4,41

2,24

797,63

II.825-865

3

15,23

12,99

3,08

5,35

2,41

2,15

853,19

III.865-905

6

18,37

16,36

3,89

7,19

3,82

1,45

890,19

IV.905-945

12

20,60

19,06

5,42

8,74

3,28

1,62

925,23

V.945-985

7

21,48

20,73

4,85

9,87

4,37

1,64

964,86

VI.985-1348

3

20,41

23,94

7,74

11,30

3,28

1,61

1172,57

В среднем

35

19,37

18,18

4,80

8,01

3,59

1,78

968,97

 

              Исходя из данных таблицы 2.1  вытекает, что связь между себестоимостью и факторами (продуктивность коров, затраты на производство, такие как материальные затраты, затраты на оплату труда, основные средства и прочие затраты производства), оказывающими на неё влияние, прямая, т.е. при увеличении продуктивности с 15,23 ц/гол до 21,48 ц/гол и затрат производства с 12,99 тыс. руб. до 23,94 тыс. руб. значение себестоимости центнера молока также растет (797,6 руб/ц – 1172,57 руб/ц).

              Проведем комбинационную группировку совокупности предприятий по молочной продуктивности коров и затратам на оплату труда в расчёте на одну голову. Для чего в первую очередь необходимо составить дискретные и ранжированные ряды распределения по молочной продуктивности и по затратам на оплату труда. Далее следует выявить интервалы в соответствующих ранжированных рядах. Методика определения соответствует той, что использовалась для ряда распределения по себестоимости одного центнера молока, за тем отличием, что интервалы берутся в количестве 4 (Приложения 9-12).

              На основе выявленных интервалов проведём соответствие каждого из предприятий определённым группам (по молочной продуктивности) и подгруппам (по материальным затратам). Результаты отобразим в таблице «Вспомогательная таблица для распределения предприятий по группам и подгруппам» (Приложение 13).  Далее на основе полученных таблиц произведём комбинационную группировку предприятий по выделенным факторам, т.е. по молочной продуктивности и материальным затратам в таблице «Вспомогательная таблица построения комбинационной факторной группировки по молочной продуктивности коров и затратам на оплату труда в расчёте на голову продуктивного стада» (Приложение 14). 

                            И в завершение необходимо составить таблицу 2.2 «Зависимость себестоимости одного центнера молока от молочной продуктивности коров и материальным затратам в расчёте на голову», в которой следует отобразить зависимость себестоимости одного центнера молока от положения предприятия в той или иной группе и подгруппе.

Табл. 2.2 - Зависимость себестоимости одного центнера молока от молочной продуктивности коров и материальным затратам в расчёте на голову

Группы по продуктивности, ц

Подгруппы по материальным затратам, тыс.руб.

В среднем по группе

1. 3,8-6,15

2. 6,15-8,5

3. 8,5-10,85

4. 10,85-13,2

1. 11,25-14,975

914

922

 

 

916

2. 14,975-18,7

864

913

 

1108

987

3. 18,7-22,425

798

905

1080

 

982

4. 22,425-26,15

 

 

912

970

958

В среднем по подгруппе

 850

911

1041

1001

969

Информация о работе Экономико-статистический анализ молочной продуктивности в совокупности условных предприятий