Поселок. Типология жилья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Сельское расселение – сложная, динамическая, изменяющаяся система с разветвленной, иерархической вертикальной структурой.
Формы расселения различаются по совокупности внешних признаков населенных мест, главными из которых являются: размер, количество поселений, условия их размещения на территории землепользования.

Работа содержит 1 файл

Поселок.doc

— 804.00 Кб (Скачать)

В соответствии со СНиП 2-60-75* территория города по своему функциональному  назначению делится на следующие зоны: а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно- бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки. б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями. в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья.

 



 

 

Перспективное функциональное зонирование района:

 

 

1 — зона преимущественного развития животноводства; 2 — то же, растениеводства;

 

3 — затапливаемые территории; 4 — зона преимущественного развития

 

кратковременного  отдыха; 5 — то же, длительного отдыха взрослых; б — то же, детей;

 

7— то же, промышленного строительства; 8 — то же, гражданского строительства; 9 —

 

зона охраняемого  природного ландшафта.

 

 

Селитебная зона размещается  с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а так же выше по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, которые являются источниками загрязнения окружающей среды.

Производственная зона должна располагаться так, чтобы  можно было организовать удобные транспортные и пешеходные связи с местами проживания трудящихся, т.е. с селитебной зоной. Территории для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта. Однако пересечение производственных зон транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами нежелательно.

В зависимости от интенсивности  выделения вредных веществ производственными  предприятиями промышленная зона размещается  на разном расстоянии от селитебной. Санитарные нормы проектирования подразделяют промышленные производства на пять классов, каждому из которых соответствует своя санитарно-защитная зона.

В соответствии с такой  классификацией в практике застройки  городов определились три характерных  случая взаиморасположения производственной и селитебной зон. В первом случае селитебная зона размещается на значительном расстоянии от промышленной, которая включает предприятия I и II классов: черной и цветной металлургии, нефтехимические и химические, крупные цементные заводы, крупные ТЭЦ и др. Иногда при особой вредности производственных выделениями ширина защитной зоны увеличивается до нескольких километров. Второй случай связан с размещением промышленности около границ селитебной территории. При таком размещении в промышленную зону допускается включение предприятий, относимых по санитарной классификации к III и IV классам независимо от величины грузооборота, а также предприятий V класса, не выделяющих производственные вредности, но требующих устройства железнодорожных путей. Третий случай характеризуется образованием производственно-селитебных районов, в которых промышленные предприятия размещаются в пределах селитебной территории. Такое размещение допускается для предприятий IV и V классов, не требующих проводки железнодорожных путей.

При определении взаимного  расположения промышленной и селитебной территории учитывается и уровень  шума, издаваемый отдельными видами предприятий.

Коммунально-складская  зона города располагается в удобной  связи с внешними транспортными  сетями. В коммунально-складской зоне выделяются районы для коммунальных и складских предприятий. В крупнейших, крупных и больших городах такие районы следует размещать рассредоточено. Общетоварные склады и плодовоовощные базы обеспечивают хорошей транспортной связью с жилыми районами и размещают обособленно от промышленных районов города.

Зона внешнего транспорта включает в себя территории железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. внешние транспортные линии  проектируют в органичной связи  с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта. такой комплексный подход обеспечивает высокий уровень комфорта перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности строительства транспортных объектов и их эксплуатации. Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и городского значения, выполняющих операции по дальним, местным и городским перевозкам пассажиров и грузов, образуют транспортный узел.

Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные сооружения и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т.п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города.

В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним  населения. Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих большие транспортные потоки, определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города.

Общегородской центр  всегда являлся основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской  центр располагается, возможно, более  центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения.

При этом узел пересечения  основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади  центра города во избежание нарушения нормальной жизни города транспортом, проходящим площадь транзитом.

Большую роль в формировании планировочной структуры города играют массивы зеленых насаждений и водные пространства. При расположении города на обоих берегах река часто приобретает значение одной из основных композиционных осей плана города. При большой ширены реки город располагается обычно на высоком ее берегу. Чем шире река и чем меньше город, тем целесообразнее развивать его на одном берегу реки во избежание сооружения дорогостоящих городских мостов и усложнения инженерного оборудования города. Планировка городов, расположенных на берегу моря или озера, также отражает тяготение города к воде. Почти во всех городах, расположенных на берегах водоемов, общегородской центр смещается от геометрического центра городской территории в сторону водоема, а иногда размещается непосредственно на его берегу.

Сочетание жилых районов, пунктов массового посещения  населением и сети магистральных  улиц и площадей города создает общую планировочную структуру города.

В практике сложились  шесть основных схем построения уличных  сетей города:радиальная; радиально-кольцевая; лучевая (веерная); прямоугольная комбинированная; свободная. Первые три характерны для  исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.

Практика застройки  новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных  сетей. Такая схема позволяет  располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.

 

 

 

Строительное  зонирование

 

 

 

Распределение жилой территории населенного места на отдельные зоны по типам и этажности жилых домов, видам строительных материалов называется строительным зонированием. Строительное зонирование вносит строительно-технический порядок в регулирование жилой застройки населенного места. Оно позволяет проводить определенную политику в размещении жилья в условиях реальной обстановки данного населенного места и добиваться обоснованного использования его территории, направляя строительство по наиболее экономичному пути. Несоблюдение условий строительного зонирования приводит к увеличению затрат на благоустройство и затрудняет практическое его осуществление. При разработке схемы строительного зонирования устанавливается этажность жилых зданий, характер хозяйственного использования территории кварталов, определяется плотность их заселения и в известной мере обусловливается та или иная степень санитарно-технического оборудования и благоустройства каждой зоны. При размещении жилой застройки на территории сельского населенного места выделяют три основные строительные зоны.

Задача строительного  зонирования заключается в том, чтобы установить границы между строительными зонами, определить характер примыкания их друг к другу.   Может быть два варианта: первый, когда граница проходит по кварталу, второй— по улице.

В первом случае обе стороны  улицы будут застроены домами одинаковой этажности, что позволяет лучше организовать ее достигнуть архитектурного единства, наиболее экономично решать вопросы   благоустройства и инженерного оборудования.   Но при этом возникают трудности в организации территории кварталов, так как часть их  будет предназначена для общего  пользования' (детские и спортивные площадки,    общественные места отдыха), часть будет использоваться под приусадебные   участки, огороды, сады и хозяйственные постройки, причем последние будут размещаться в сторону территории общего пользования. Устранить этот недостаток можно. Для этого по границе участка между строительными зонами разбивают полосы зеленых насаждений.

Когда граница строительной зоны проходит по улице то обеспечивается единство архитектурной организации квартала и использования его территории, но в то же время снижается архитектурное качество улицы, так как она застраивается различными по высоте и объему зданиями. Кроме этого, инженерные сети используются неполно, так как к ним подключаются только многоквартирные дома. При строительстве в сельских населенных местах небольшого количества многоэтажных жилых домов в целях архитектурной выразительности и выявления общественного центра их следует размещать компактно в центральной части, учитывая необходимость Первоочередного благоустройства (водопровод канализация, теплофикация, газификация и др.).

Результатом решения  вопросов общей организации территории сельского населенного места является общая схема планировки. Рекомендуется разрабатывать несколько вариантов этой схемы и сравнивать их по различным показателям (экономическим техническим, санитарно-гигиеническим и архитектурным).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортная  система; структурная и

техническая классификация  улиц

 

К перспективным  видам пассажирского скоростного транспорта для связей, например, крупных городов с аэропортами относятся проходящий испытания высокоскоростной транспорт на магнитной подвеске, а также монорельсовый транспорт. Последний целесообразен, кроме того, для курортных районов и крупных зон отдыха с большими акваториями и привлекательным ландшафтом.

Водный транспорт для  пассажирских перевозок целесообразно  использовать, главным образом, для  целей отдыха на воде. При организации регулярного водного сообщения в рабочие дни недели водный транспорт может принять на себя частично и пассажиропотоки с трудовыми и другими целями поездок.

^"Воздушный пассажирский  транспорт в качестве внутрирайонного  используется преимущественно в  труднодоступных районах. Использование его в перспективе в обычных условиях для перевозки пассажиров" на' относительно небольшие расстояния эффективно   только   при  высокой   степени координации с системами других.видов.

Легковой  индивидуальный транспорт — перспективный  вид транспорта районного значения. Он находит все большее распространение для поездок с целями отдыха и туризма, а также при поездках, совершае--мых  одновременно  с несколькими  целями.

Одним из наиболее важных показателей эффективности транспортных систем, отра-' жающим уровень технического прогресса на транспорте, является   скорость   сообщения.

Современные принципы построения транспортной инфраструктуры основаны на дифференциации транспортных подсистем по дальности и скорости сообщения. С увеличением расстояний повышается потребность в скоростных сообщениях.

В перспективных транспортных системах районного и межрайонного значения, особенно на главных направлениях связей, широкое применение должен получить скоростной транспорт. Необходимо при этом, чтобы скорости сообщения транспорта устанавливались в соответствии с категориями дорог.

Для пассажирского транспорта определяющим фактором обеспечения требуемого уровня скорости сообщения являются стояния между остановочными пунктами.-Скорость сообщения зависит также от достигнутой скорости движения на перегонах.

Транспортные  сети. Построение транспортных сетей в районной планировке преследует цель оптимальной организации перевозки пассажиров и грузов в пределах районов и обеспечения удобных выходов районных систем на уровень межрайонных. Отсюда вытекает задача обслуживания единой транспортной сетью всех населенных пунктов района, отдельно расположенных производственных комплексов, сельскохозяйственных территорий, зон отдыха и узлов внешнего транспорта.

Глубина проработки транспортной сети определяется стадией проектирования, а также размерами проектируемых территорий. В схемах районной планировки рассматривается сеть железных дорог, магистральных автомобильных дорог, магистраль ные речные пути, морские пути; решаются вопросы размещения и реконструкции крупных транспортных узлов (аэропортов, морских и речных портов, узловых и сортировочных железнодорожных станций) и их комплексов.

 



 

 

Транспорт в  районной планировке:

 

а — схема районной планировки; б — проект районной планировки; 1 — железные до 

роги двухколейные; 2 — железные дороги одноколейные; 3 — железнодорожные вокза 

Информация о работе Поселок. Типология жилья