Анализ ассортимента и оценка качества кисломолочных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ ассортимента и оценка качества кисломолочных товаров.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определить значение кисломолочных продуктов в жизнедеятельности человека;
2) рассмотреть технология производства кисломолочной продукции;
3) составить классификацию и рассмотреть ассортимент кисломолочных товаров;
4) изучить требования к качеству, упаковке и маркировке, пороки кисломолочных продуктов;
5) выбрать объекты для анализа ассортимента продукции и образцы для оценки качества;
6) провести товарную экспертизу при помощи образцов кисломолочной продукции;
7) сделать выводы о соответствии продукции установленным требованиям и рациональности ассортимента в выбранных объектах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
1.1 Значение и роль кисломолочных продуктов в жизнедеятельности человека, технология производства 6
1.2 Классификация и ассортимент кисломолочных продуктов 10
1.3 Требования к качеству, упаковке и маркировке. Пороки кисломолочных продуктов 16
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА КИСЛОМОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 21
2.1 Общие данные об объектах анализа ассортимента кисломолочных продуктов 22
2.2 Расчет показателей ассортимента кисломолочной продукции в магазине продовольственных товаров «Околица» 25
РАЗДЕЛ 3 ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КИСЛОМОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ 31
3.1 Методы оценки качества кисломолочных товаров. Общие сведения об экспертизе качества 31
3.2 Анализ маркировки и упаковки 35
3.3 Оценка качества кисломолочных товаров 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

Согласно формуле (4):

 

1) Торговая марка «Латона»

Кг = 11/20 × 100% = 55%            

2) Торговая марка «Тулома»

Кг = 0/2 × 100% = 0%            

3) Торговая марка «Веселый молочник»

Кг = 2/5 × 100% = 40%             

4) Торговая марка «Савушкин продукт»

Кг = 0/3 × 100% = 0%                        

5) Торговая марка «Простоквашино»

Кг = 0/2 × 100% = 0%                        

6) Торговая марка «Янино»

Кг = 6/6 × 100% = 100%           

7) Торговая марка «Покровская»

Кг = 0/4 × 100% = 0%                        

8) Торговая марка «Большая кружка»

Кг = 0/1 × 100% = 0%                        

9) Торговая марка «Растишка»

Кг = 1/4 × 100% = 25%           

10) Торговая марка «Fruttis»

Кг = 5/5 × 100% = 100%           

11) Торговая марка «Нежный»

Кг = 2/3 × 100% = 66,67%           

12) Торговая марка «Эрмигурт»

Кг = 0/2 × 100% = 0%                        

13) Торговая марка «Активиа»

Кг = 2/8 × 100% = 25%           

14) Торговая марка «Даниссимо»

Кг = 2/6 × 100% = 33,33%           

15) Торговая марка «Данон»

Кг = 1/2 × 100% = 50%           

16) Торговая марка «Биобаланс»

Кг = 0/1 × 100% = 0%                        

17) Торговая марка «Чудо»

Кг = 0/4 × 100% = 0%                       

18) Торговая марка «Актимель»

Кг = 0/2 × 100% = 0%                        

19) Торговая марка «Винни-Пух»

Кг = 1/2 × 100% = 50%          

20) Торговая марка «Творожный»

Кг = 1/1 × 100% = 100%     

21) Торговая марка «Лесная сказка»

Кг = 0/1 × 100% = 0%       

В качестве вывода необходимо отметить, что по большому количеству торговых марок Кг = 0, т.к. данные марки не представлены в анализируемом магазине. C другой стороны, представлены такие марки, которые не продаются в объекте, принятого за базу, но в намного меньшем количестве.

4. Новизна ассортимента — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления, т.е. количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кобн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (Кш) (формула (5)).

Кобн = Н/Кш                 (5);

За количество новых  товаров возьмем наименования кисломолочных продуктов различных торговых марок, поступившие в продажу в течение двух последних месяцев.

Согласно формуле (5):

Магазин «Полюс» Кобн б = 7/76 = 0,0921

Магазин «Околица» Кобн д = 4/34 = 0,1176

Таким образом, можно  рассчитать коэффициент новизны  для магазина «Околица» по формуле (6):

Кн = Кобн добн б × 100%                        (6);

 

Согласно формуле (6):

Кн = 0,1176/0,0921 × 100% = 127,69%

Следовательно, коэффициент  новизны ассортимента магазина, взятого  за действительный объект анализа, превышает  коэффициент новизны базового на 27,69%.

5. Устойчивость ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его полноты и широты в течение определенного промежутка времени. Устойчивость ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Определяется показатель отношением количества товаров, которые пользуются наиболее устойчивым спросом (У) к широте действительной.

Устойчивость ассортимента рассчитывается по формуле (7).

 

Куст = У/Шд × 100%            (7);

 

Согласно формуле (7) определим коэффициент устойчивости ассортимента магазина «Околица»:

Куст = 11/34 × 100% = 32,35%

Судя по результатам, можно сказать, что кисломолочные  товары пользуются достаточно устойчивым спросом у покупателей данного магазина.

 

Расчеты показывают, что  ассортимент кисломолочных товаров в магазине «Околица» представлен не полно.

В магазинах типа «у дома»  существует проблема с тем, что по многим группам товаров представлен  не столь широкий ассортимент. Это  происходит в связи с тем, что  владельцы и руководители таких предприятий стремятся охватить как можно больше товарных групп потребительских товаров, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов именно в этом направлении. И, к сожалению, в этом случае они забывают о потребности покупателя в широком и глубоком ассортименте конкретных товарных категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3 ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КИСЛОМОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ

3.1 Методы оценки качества кисломолочных товаров. Общие сведения об экспертизе качества

 

Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

Экспертная оценка –  совокупность операций по выбору комплекса  или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации24.

К существующим методам  оценки качества кисломолочной продукции относится определение органолептических показателей, определение кислотности, определение физико-химических показателей, а также такие методы, как изучение необходимой литературы, нормативных документов, анализ маркировки и упаковки.

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.

Органолептический метод  прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.

Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов. Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации25.

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств  продукции.

Определение кислотности  происходит следующим образом: пипеткой отмеряют 10 мл кисломолочного продукта в коническую колбу, смывают остатки со стенок колбы 20 мл дистиллированной  водой. Содержание колбы тщательно перемешивают, добавляют 2- 3 капли 1% спиртового раствора фенолфталеина и титруют 0,1 раствором щелочи до слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин. Количество щёлочи пошедшие на титрование и умножают на 10.

Физико-химические показатели определяются следующим образом: в молочный жиромер наливают 10 мл H2SO4 плотностью 1, 81 – 1, 82, затем 5 мл кисломолочного продукта, остатки его осторожно смывают 6 мл дистиллированной водой. В жиромер добавляют 1 мл изоамилого спирта закрывают пробкой. Обертывают салфеткой во избежание ожогов и содержимое перемешивают до однородного бурого цвета.

Жиромер пробкой вниз ставят в водяную баню при t 65° С на 5 мин. Вода должна покрывать содержимое в жиромерах. Жиромер ставят в центрифугу и центрифугируем в течение 45 мин. Жиромер вторично помещают в водяную баню t 65°С пробкой вниз на 5 мин. Жиромер вынуть из водяной бани, установить показатель с помощью пробки на ближайшее целое деление шкалы и сделать  отсчет содержания жира в  % по нижнему краю мениска.

Для вычисления  % жира показатель жиромера умножают на 2, 5 –  коэффициент, получаемый от деления 11 мл на 5. Это означает, что продукта взяли в 2,15 раз меньше.

Для определения соответствия качества кисломолочных товаров установленным требованиям, необходимо провести товароведную экспертиза.

Этапы товарной экспертизы:

  1. определение целей и задач экспертизы;
  2. подбор и изучение документов, в которых установлены требования к качеству, маркировке данных;
  3. оценка маркировки товаров и заключение об ее соответствии установленным требованиям;
  4. органолептическая оценка качества и заключение о соответствии анализируемых товаров установленным требованиям;
  5. оценка технических и физических показателей качества и заключение об их соответствии установленным требованиям;
  6. оформление акта экспертизы.

Целью данной экспертизы является проведение оценок основополагающих характеристик кисломолочных товаров, установление соответствия требованиям.

Основные задачи товароведческого анализа следующие:

  • идентификация товара;
  • оценка соответствия маркировки и упаковки установленным требованиям;
  • оценка качества товара при помощи различных методов;
  • определение соответствия действительных значений показателей установленным требованиям;
  • анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.

Необходимо также выделить объекты товарной экспертизы26:

  • потребительский товар;
  • документы, необходимые для установления соответствия.

В качестве объекта такого, как потребительский товар, был  выбран кисломолочный продукт ряженка – кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания топленого молока с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов - термофильных молочнокислых стрептококков с добавлением болгарской молочнокислой палочки или без ее добавления27.

К документам, необходимым для установления соответствия относятся следующие:

  1. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-Ф3 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
  2. ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя»;
  3. ГОСТ Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения»;
  4. ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу»;
  5. ГОСТ P 51917-2002 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения»;
  6. ГОСТ Р 52094-2003 «Ряженка. Технические условия».

Далее будет представлена информация о проведении экспертизы ряженки органолептическим методом. Провести исследование физико-химических показателей в домашних условиях невозможно, так как необходимо наличие специального лабораторного оборудования.

3.2 Анализ маркировки и упаковки

 

Для проведения экспертизы были отобраны 4 образца ряженки.

Образец №1. 2,5% ряженка  торговой марки «Латона», изготовитель: OOO «Молочный завод» г. Североморск.

Образец №2. 2,5% ряженка  торговой марки «Веселый молочник», изготовитель: OАO «Вимм-Билль-Данн» г. Санкт-Петербург.

Образец №3. 4% ряженка  торговой марки «Большая кружка», изготовитель: OОO «Галактика» г. Гатчина.

Образец №4. 2,5% ряженка  торговой марки «Буренка апатитская», изготовитель: OАO «Апатитский молочный комбинат» г. Апатиты.

Продукт в зависимости от молочного сырья подразделяется на28:

  • из натурального молока;
  • из нормализованного молока;
  • из восстановленного молока;
  • из рекомбинированного молока;
  • из их смесей.

Информация о работе Анализ ассортимента и оценка качества кисломолочных товаров