Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Управление хозяйственной деятельностью предприятия является важнейшим условием достижения экономического успеха. Поэтому через равные промежутки времени следует проводить определенные расчеты для выяснения того, к каким экономическим результатам приводят осуществленные хозяйственные действия. Таким образом, мы видим, что выбранная тема курсового проекта в настоящие дни является актуальной.
В курсовом проекте будут представлены характеристика предприятия, основные виды деятельности предприятия и оказываемых услуг. Также будет представлен анализ ресурсов предприятия: основных производственных фондов, оборотных средств, персонала организации. Экономический анализ деятельности предприятия проводится с целью выявления недостатков, и, конечно же, разработке предложений по улучшению деятельности предприятия по тем направлениям, по которым были выявлены недостатки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1.Организационно – экономическая характеристика предприятия……….......5
1.1. Экономическая среда и конкуренты………………………………………..5
1.2. Правовой статус, состав и структура предприятия………………………..5
1.3. Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг………..12
1.4. Ресурсы предприятия (оценка состояния и эффективности использования)…………………………………………………………………...14
1.4.1. Оценка состояния и эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ)……………………………………………...15
1.4.2. Анализ эффективности использования оборотных средств (оборотных активов)…………………………………………………………………………..19
1.4.3. Персонал организации……………………………………………………23
1.5. Организация и оплата труда……………………………………………….30
1.5.1. Работа в области организации труда на предприятии………………….30
1.5.2. Организация оплаты труда……………………………………………….33
1.5.2.1. Анализ тарификации труда…………………………………………….33
1.5.2.2. Анализ применяемых форм и систем оплаты труда………………….35
1.5.2.3. Анализ состояния премирования………………………………………38
1.6. Менеджмент на предприятии (сбыт продукции и ценообразование)…...41
1.7. Общая оценка рассмотренных областей деятельности предприятия……43
2. Экономический анализ деятельности предприятия………………………...46
2.1. Анализ динамики экономических показателей…………………………...46
2.2. Анализ финансового состояния предприятия (анализ динамики баланса)…………………………………………………………………………...47
2.3. Анализ затрат на производство, прибыльности и рентабельности……...58
2.3.1. Анализ затрат на производство………………………………………….58
2.3.2. Анализ прибыльности и рентабельности………………………………..61
2.4. Обоснование предложений по улучшению работы предприятия……….63
3. Раздел АСОИ………………………………………………………………….66
3.1. Основные задачи АСОИ на предприятии………………………………...66
3.2. Постановка задачи АСУ…………………………………………………....68
3.2.1. Организационно – экономическая сущность задачи…………………...68
3.2.2. Информационная база задачи……………………………………………69
3.2.3. Алгоритм решения задачи……………………………………………….72
Заключение………………………………………………………………………74
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение 1……………………………………………………………………76
Приложение 2……………………………………………………………………77
Приложение 3……………………………………………………………………78
Приложение 4……………………………………………………………………80
Приложение 5…………………………………………………………………….81
Приложение 6…………………………………………………………………….82
Приложение 7…………………………………………………………………….83
Приложение 8…………………………………………………………………….84
Приложение 9…………………………………………………………………….85
Приложение 10…………………………………………………………………...86
Приложение 11…………………………………………………………………..87

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по ЭП и АСОИ.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
 

      Общий сдельный заработок двух бригад равен 79668 рублям. Далее на эту сумму начисляется премия в размере 30%. Таким же образом определяется сдельный заработок остальных бригад.

      Заработок бригады распределяется в зависимости от вклада рабочего. Вклад каждого рабочего оценивается при помощи коэффициента трудового участия (КТУ), соответственно премия между членами бригады распределяется в соответствии с отработанным временем и КТУ (положение по оценке трудового вклада рабочих приведено в приложении 7).

     Как уже было рассчитано, общий сдельный заработок бригады составляет Зсд=79668 рублей, общий размер премии Пр=23900,4 рубля.

     Рассмотрим, каким образом премия распределяется между членами бригады. Допустим, что некоторый работник отработал 168 часов, разряд рабочего – 3,  КТУ  – 1,25, расчётный коэффициент коллективной премии Кр.пр.=1,42. Итак, исходя из вышеуказанных данных, определим размер премии рабочего Пр= 9,06*168*1,25*1,42= 2701,69 рубля. Тарифный заработок составит Зт=9,06*168=1522,08 рубля, далее начисляется уральский коэффициент Ур=1522,08*0,15=228,31 рубля. Общий заработок рабочего составит Зоб=1522,08+2701,69+228,31= 4452,08 рубля.

      Труд  вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной системе  оплаты труда. Установлен месячный должностной  оклад, заработная плата зависит  от отработанного времени, показатели премирования представлены в следующем параграфе.

      Труд  руководителей, специалистов и служащих оплачивается по повременно-премиальной  системе оплаты труда. Оплата труда  зависит от отработанного времени  и размера должностного оклада, а  также от премий (перечень показателей премирования приведен в следующей части данной главы).

     Также в данном разделе необходимо проанализировать то, насколько применима та или  иная форма или система оплаты труда.

     Итак, повременная форма оплаты труда  эффективна в следующих случаях:

     - отсутствуют количественные показатели  выработки, необходимые для установления  сдельной расценки;

     - при правильной тарификации рабочих  в соответствии с их квалификацией. 

     Таким образом, мы видим, что для рассматриваемой категории работников выполняются все условия применимости повременной системы оплаты труда. В целях повышения стимулирующего значения оплаты труда, применяется повременно-премиальная система оплаты труда.  Повременно-премиальная система оплаты труда ориентирована на эффективное использование установленных систем премирования.  Эффективность системы премирования рассмотрена в следующем разделе.

       Теперь посмотрим, насколько эффективно  применение сдельной формы оплаты  труда основных рабочих. Основные  условия применения сдельной  формы оплаты труда следующие:

     - возможность прямого нормирования  труда; 

     - хорошо поставленный учёт количественных  результатов труда;

     - возможность реально увеличить  выработку в отдельных производственно-технологических  условиях;

     - организация строгого учёта качества выполняемых работ;

     - нормальная организация труда,  исключающая перебои в работе, простои, отсутствие инструмента,  сырья, заготовок и т.д. 

     Все выше перечисленные условия выполняются, следовательно, можно сделать вывод  о том, что сдельная форма оплаты труда основных рабочих имеет эффективное применение. 
 

       1.5.2.3. Анализ состояния премирования 

      Для оценки эффективности труда руководителей  и специалистов введено положение  по премированию инженерно-технических  работников, которое представлено в приложении 8.

      Для оценки эффективности труда руководителей, специалистов и служащих в цехе вводится положение о премировании. Начисление премии производится по результатам  работы за прошлый месяц с учётом фактически отработанного времени. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерского, табельного учёта и статистические данные. Справки о выполнении показателей премирования предоставляются в планово-экономическое бюро отдела №529. Начисление премии производится следующим образом:

    - при  выполнении обязательной месячной номенклатуры начисляется 30 % премии специалистам и служащим, мастерскому составу – 40 %;

    - при  выполнении месячного плана по  товарной продукции начисляется  30% премии специалистам и служащим, мастерскому составу – 40 %;

    - при  положительном финансовом результате работы цеха начисляется 20 % премии;

    - при  невыполнении плана по объёму  товарной продукции за месяц,  но при выполнении плана с  начала года, премия начисляется  в размере 50% от базы;

    - при  Ккт (коэффициента качества труда) исполнителя, равному 1-му, начисляется 20% премии.

      Лишение премии полностью или частично за упущения и нарушения производится приказом директора только за тот  период, в котором был совершён проступок или обнаружено нарушение.

      Коэффициент снижения показателей качества труда (Кс) приведён в приложении 9.

      Премирование  основных рабочих осуществляется следующим  образом: за выполнение нормативных  заданий в установленные сроки  – 25 % премии, за бездефектную сдачу  продукции – 5 %. Положение о сдельно-премиальной  оплате труда основных рабочих приведено в приложении 10.

      Для оценки эффективности труда вспомогательных  рабочих введено положение по премированию вспомогательных рабочих (приложение 11). В табл. 18 представлены основные условия премирования вспомогательных рабочих. 
 
 
 

    Таблица 18

    Основные  условия премирования вспомогательных  рабочих 

    Наименование  профессии
    Условия премирования
    Размер премирования при качестве труда (Кт), равном 1
    Распределитель  работ 
    Бесперебойное обеспечение рабочих материалами, заготовками
    40%
    Своевременная и бесперебойная комплектовка
    33%
    Старший кладовщик
    Учёт и выдача комплектующих
    30%
    Сбор, хранение и реализация металлолома
    30%
 

       Таким образом, как видно из таблицы, общий  процент премий составляет: для распределителя работ – 73%, для старшего кладовщика – 60%.

       Кроме основной заработной платы могут  быть различные доплаты, связанные с дополнительной заработной платой (эти доплаты перечислены ниже).

       В цехе имеют место доплаты, относящиеся  к основной и дополнительной заработной плате, перечислим их:

      Доплаты, относящиеся к основной заработной плате:

  • Оплата по среднему заработку по производственной необходимости
  • Доплата до среднего заработка
  • Доплата бригадирам за руководство бригадой
  • Оплата за условия труда

      Доплаты, относящиеся к дополнительной заработной плате:

  • Доплата за переквалификацию
  • Доплата за переработку часов по скользящему графику
  • Доплата за выполнение работ, не входящих в круг своих обязанностей
  • Доплата за работу в сверхурочное время
  • Доплата подросткам за недоработанные часы
  • Доплата за классность водителям машин и механизаторам
  • Оплата за ученические дни до 50% среднего заработка
  • Оплата очередных отпусков, предусмотренных законодательством
  • Оплата за время целодневного простоя не по вине рабочего
  • Оплата за выполнение общественных и государственных обязанностей
  • Оплата за время внутрисменного простоя не по вине рабочего
  • Доплата за работу в выходные и праздничные дни
  • Оплата за руководство производственной практикой
  • Доплата рабочим-повременщикам за 1 час работы в ночное время
  • Доплата за работу в ночное время (40% от тарифной ставки)
  • Доплата за работу в вечернюю смену (20% от тарифной ставки).

   Все доплаты, предусмотренные законодательством, имеют место в цехе. 

    1.6. Менеджмент на предприятии (сбыт продукции и ценообразование) 

       Одним из инструментов маркетинга является распределение товара. В свою очередь, одним из направлений работы в области распределения товара является формирование каналов сбыта и распределения товара. Формирование каналов распределения – последовательность элементов системы распределения, участвующих в передаче товара и прав на него от производителя к конечному потребителю.

       В рассматриваемом нами предприятии основными элементами сбытовой системы являются непосредственно ДООО «РемоНТ» и конечный потребитель. В качестве конечного потребителя выступают дочерние общества ОАО «ИРЗ» и прочие покупатели (по договорам). Сбыт организован напрямую к потребителю без участия посредников, то есть непосредственно со склада. Рассмотрим, какая доля в сбыте приходится на внешний и внутренний рынок (табл. 19).

       Таблица 19

       Соотношение долей в сбыте на внешнем и  внутреннем рынке  

Показатели  2003 2004 Темп  прироста, %
Значение  Доля  Значение  Доля 
Стоимость проданной товарной продукции (тыс. руб.), в том числе: 33711   42508    
Внешний рынок 13484,4 0,4 19128,6 0,45 41,86
Внутренний  рынок 20226,6 0,6 23379,4 0,55 15,59

        

       Таким образом, мы видим, что доля сбыта  на внешнем рынке меньше доли сбыта  на внутреннем рынке. В 2003 году доля сбыта  на внешнем рынке составляет 40%, а  в 2004 году уже 45%. Доля же на внутреннем рынке в 2003 и 2004 годах составляет соответственно 60% и 55%, то есть доля внутреннего рынка снизилась на 5%. Что же касается темпов прироста, то мы видим, что темп прироста сбыта на внешнем рынке увеличился в большей степени, чем на внутреннем рынке, и составил 41,86 %. На внутреннем рынке же рынке темп прироста сбыта составил всего лишь 15,59%.

       Также одним из инструментов маркетинга является ценообразование. Принцип ценообразования  рассмотрим на примере одного изделия – кронштейн ЦВИЯ 301561021 (табл. 20).

       Таблица 20

Заказчик  Цех 233
Наименование  работ  Кронштейн ЦВИЯ 301561021
Количество 132
Услуги 12429,12
Материалы 9030,12
ФОТ основных рабочих 24923,88 
Отчисления 9022,44
Общепроизводственные  расходы 24948,80
Цеховая себестоимость 80354,36
Общезаводские расходы 17421,79
Полная  себестоимость 97776,15
Прибыль 6257,01
Оптовая цена 104033,16

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы