Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа содержит 92 файла

Все.doc

— 2.05 Мб (Открыть, Скачать)

посмотреть.doc

— 19.50 Кб (Скачать)

№ 1.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 10.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 11.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 12.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 13.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 14.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 15.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 16.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 17.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 18.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 19.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

№19 Когнитивная психология: общая характеристика, основные понятия.

Когнитивная психология – психологическая концепция, которая основное внимание уделяет процессу познания и активности сознания.

В начале 20 в. Переход механики к  квантовой механике (есть частицы и волны, переходящие друг в друга, от нашей т.зрен.) Середина XX века, вновь возникает интерес к предмету психологии, одной из линий переосмысления предмета стало сознание.

Если раньше реальность не зависела от наблюдения (т.е. его взгляд был объективен), то теперь в естественных науках наблюдение становится участником реальности (субъект) – необходимо изучать когнитивные (познавательные) процессы (то, как наблюдатель познает реальность.)

В когнитивной психологии психика  рассматривается как система  когнитивных реакций и постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменами, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т. д. Аналогия с компьютером, т. е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Истоки к.п.: интерес к сознанию присутствует еще у Платона, Аристотеля; интерес к проблеме сознания сохраняется  у Вундта, который изучал элементы сознания, структуру, искал методы исслед-я. Только бихев-м отошел от сознания, но именно в его недрах кроятся истоки когнитивной психологии:

Толмен ввел в 40-50-е годы в схему когнитыивные процессы S-X-R

Ж.Пиаже (1896-1980) – исследования в психологии развития (детской), 1 из первых, кто подробно ачал изучать развитие когнитивных структур у детей. Открыл «эффект вещества» (карточки, 2 одинаковых шариков раскатать в колбаску – пластилина больше в колбаске, а не в шарике); «детский эгоцентризм» - неумение вставать на чужую сторону.

Бандура – нач 60-х годов предложил свою версию бихевиоризма,  сначала  получившую название социально бихевиоризма, а  позднее – социальной  когнитивной теории. Чел-к может учиться на чужом опыте; роль подкрепления в формировании и модификации поведения; такие установки, как вера, ожидание, инструкции,  оказывают влияние на  внешние схемы подкрепления.

Когнитивная психология начала выделяться в самостоятельную науку; это  направление сложилось незаметно  для самих исследователей:

- Дж. Миллер (1920-) и Джером Брунер

- Ульрик Найссер (1928-) и Абрахам Маслоу

1) В 1960 г. при Гарвардском университете Миллера и Брунера создали Центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследования, в Центре изучали разнообразные познавательные процессы – восприятие, память, мышление, речь, в том числе проводили анализ их генезиса. Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

2) У. Найсер выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

Он, так же как и Пиаже, доказывал  решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как ««иконическая память», эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», методы их изучения – визуальный поиск и селективное наблюдение.

«Познание и реальность» (1976).- при изучении искусственных моделей переработки информации (например, деятельности оператора) недооценивается обилие информационных стимулов, которые получает человек в естественных информационно насыщенных условиях.

Метафора компьютера легла в основу работ, в которых компьютерные программы служат моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Здесь интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных ступеней переработки информации, в новом подходе рассматривается комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от стоящих задач.

В результате многочисленные исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен. Работы Бродбента, Норманна и др. ученых показали, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое приобрело совершенно новую трактовку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо – одна информация, а в левое – другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда в виду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Основные понятия

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Распознавание образов - стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.

Внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или  внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемые и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Воображение - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать.

Язык - подразумевает знание правильных названий для ориентиров и, что тоже важно, знание синтаксиса языка — т.е. правил расположения слов и связей между ними. 

Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Человеческий интеллект – совокупность умственных способностей человека; способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры.

Искусственный интеллект.  Специальная сфера компьютерных наук, именуемая «Искусственный интеллект» (ИИ) и нацеленная на моделирование познавательных процессов человека, оказала огромное влияние на развитие когнитивной науки — особенно с тех пор, как для компьютерных программ искусственного интеллекта потребовались знания о том, как мы обрабатываем информацию.

Когнитивный контур - субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Когнитивная карта - субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивная психотерапия - психотерапевтический метод, разработанный А. Т. Беком и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания.

Основа данного метода - утверждение, что познание – гл. детерминанта возникновения тех/иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. Возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) -  неправильно построенное самопознание.

Цель - научиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа.

на этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях;

на этапе эмпирического анализа - отрабатывает приемы соотнесения  элементов О’й ситуации;

на этапе прагматического анализа - строит оптимальное осознание собственных  действий.

Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод  получил широкое распространение  и применяется в настоящее  время тогда, когда речь идет о  слишком заниженной самооценке.

Теория личностных конструктов  Г. Келли. Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировали интерес когнитивной психологии к процессу осознанию и переработки людьми информации о своем мире.

Келли сформулировал свои идеи в  конце 50-х годов, предвосхитив почти  на 10 лет появление работ Найссера и Миллера.

В основе его теории лежит понятие конструктивного альтернативизма, исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной системой конструктов(схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон применимости, проницаемость и т. д.) на основании сочетаний которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о том, что «А – это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Каждый человек – исследователь, т.е. люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или в меньшей степени перестраивает свою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающих, что люди ориентированы на прошлое, или от Роджерса, говорившего о настоящем, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее.

Личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек, ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат - психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Система конструктов изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую систему,  которая не является жесткой, так как изменяются не только отношения доминирования – подчинения, но и сами конструкты. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток. Им и его последователями было создано большое число методик диагностики способностей индивидуального конструирования субъектом реальности, а также психотерапевтический метод фиксированных ролей.

Теория схем:

Схема – структура данных, которая  репрезентирует хранимые в памяти общие  понятия. Схема имеет преременные; могут включаться одна в другую.

Схемы репрезентируют знания лучше  определений.

Схема – блоки знаний, которые, с 1 стороны, неделимы и восстановимы в памяти, с др – астомномны  относительно др. знаний. Схема организованно  иерархично.

Гл функция – организация  опыта.

Несет черты мышления конкретного  индивида.

Схема представляет ментальный уровень; организация и управление дальнейшим восприятием и опыта.

Понятия когнитивной  психологии:

  1. Сознание – знания о событиях или стимулах окружающей среды, а также о когнитивных явлениях (память, внимание и т.д)

 

Типы сознания:

- аноэтическое («незнающее» - ограниченно наличной ситуацией)

- ноэтичное (человек осознает объекты, события, их взаимодействие без их непосредственной представленности)

№ 2 таблицы.doc

— 1,022.00 Кб (Скачать)

№ 2.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 20.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 21.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 22.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 23.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 24.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 25.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 26.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 27.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 28.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 29.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 3.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 30.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 31.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32_ОК.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 33_ОК.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 34_ ОК.doc

— 87.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 35_ОК.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 36_ОК.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 37_ОК.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 38_ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 39_ОК.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 4.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 40_ОК.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 41_ОК.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 42.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 43.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 44.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 45_ОК.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 46_ОК.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 47_ОК.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 48_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 49.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 5.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 50.ОК.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 51 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 52.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 53.ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 54.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 55.ОК.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 56.ОК.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 57.ОК.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 58.ОК.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 59. ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 6.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 60.ОК.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 61.ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 62.ОК.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 63.ОК.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 64.ОК.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 65.ОК.doc

— 481.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 66.ОК.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 67.ОК.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 68.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 69.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 7.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 70..doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 71.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 72_ОК.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 73_ОК.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 74_ОК.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 75_ОК.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 76_ОК.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 77_ОК.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 78OK.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 79 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 8.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 80.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 81.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 82.ОК.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 83_ОК.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 84_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 85_ОК.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 86_ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 88_ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 89_ОК.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 9.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"