Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе реформирования в торговле произошли значительные структурные изменения, создавшие базу для становления рыночных отношений. В результате приватизации стала сильно развиваться частная торговля, которая была представлена различными видами предприятий. В условиях рынка сформировалась более сложная и разнообразная система товародвижения и организационно-правовых форм торговли.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 6
Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Лика» 6
1.1 История создания и развития, основные виды деятельности 6
1.2 Характеристика персонала 10
1.3 Анализ конкурентов 12
2. Анализ деятельности ЗАО «Лика» 17
2.1 Технологические процессы на предприятии 17
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей 20
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 22
Раздел 2. Автоматизированная система обработки информации 41
Введение 41
Исходные положения и характеристики 43
1.1 Характеристика структуры предприятия 43
1.2 Определение проблем и перспектив развития АСОИ 43
1.3 Необходимость создания АСОИ 49
1.4 Критерии выбора ТС 53
1.5 Оценка экономической эффективности 58
2. Информационные потоки предприятия 61
3. Постановка конкретной задачи 64
3.1 Исходные данные 64
3.2 Математическая модель решения задачи 65
3.3 Блок-схема алгоритма задачи 68
Заключение 71
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект№4.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

Рисунок 1. Структура управления ЗАО «Лика»

 

    Организация бухгалтерии построена по матричному принципу: бухгалтера подразделений  подчиняются как главному бухгалтеру ЗАО, так и руководителям своих подразделений. Для выполнения предприятием своих целей в ЗАО «Лика», как и в любом другом предприятии, созданы обеспечивающие штатные отделы: отдел кадров, юридический отдел, экономический отдел, транспортный отдел, служба главного инженера и др. Руководители отделов подчиняются непосредственно директору ЗАО.

    Таким образом, в ЗАО «Лика» нашли свое воплощение многие типы организационных структур. Данное построение организации в целом отвечает решаемым задачам и реалиям сегодняшнего дня. Деятельность работников ЗАО «Лика» регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников.

    По  каждому отделу имеется положение, где описаны цели создания отдела, стоящие перед ним задачи, его  место в структуре управления, иерархические взаимоотношения.

    Структура управления ЗАО «Лика» претерпевает периодические изменения как реакция на постоянно меняющиеся условия хозяйствования. ЗАО «Лика» как организационная структура находится в стадии становления, постоянно расширялась за счет приобретений собственности. За годы деятельности ЗАО «Лика» из предприятия преимущественно оптовой торговли превратился в преимущественно розничной торговли. Вся деятельность отделов и служб, строится на обеспечении их успешной деятельности, основной является коммерческая служба. 
 

    1. Характеристика  персонала
 

    Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов товарооборота и повышения эффективности торговли.

    Таблица 1. Численность работающих, чел.

Категория персонала 2006 2007 2008 2009 2010
Продавцы 12 15 18 12 14
Складские рабочие 10 10 11 12 10
Технический персонал 8 8 8 9 9
Служащие 10 10 11 11 12
Административно-управленческий персонал 8 8 10 10 11
Всего 48 51 58 54 56
 

    В табл.1 приведена динамика численности  работающих ЗАО «Лика». Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников и по категориям и профессиям с плановой потребностью.

    Распределение работников ЗАО «Лика» по месту работы приведено в таблице 2.

    Таблица 2. Распределение работников ЗАО «Лика» по месту работы

  Место работы   Доля, %
  Рабочие основных подразделений 39,7
  Специалисты и служащие   8,9
  Рабочие вспомогательного производства   36,0
  Администрация предприятия   15,4
 

    Как видим из приведенных данных, большую  часть в структуре персонала  – 39,7% - занимают рабочие основных подразделений, меньше всего – 8,9 – специалисты и служащие.

    Распределение администрации по занимаемым должностям представлено в таблице 3.

    Таблица 3. Распределение администрации по занимаемым должностям

  Занимаемая  должность в администрации   Доля, %
  Руководители, заместители руководителей 34,7
  Главные специалисты 40,4
  Советники, консультанты 4,9
  Специалисты 16,2
 

    Среди администрации предприятия больше всего – 40,4% - главных специалистов, практически столько же руководителей и их заместителей и только 4,9% советников и консультантов.

    Стаж  работы респондентов характеризуется  распределением, приведенным в таблице 4.

    Таблица 4. Стаж работы работников ЗАО «Лика»

  Стаж  работы, лет   Доля, %
  до 1 года 12,2
  до 3 лет   36,2
  до 6 лет   22,7
  от 7 до 10 лет   28,9
  больше 10 лет   -
 

    Как следует из приведенных данных, около 50% работников ЗАО «Лика» имеют стаж работы более 3 лет.

    Оценивая  средний стаж работы респондентов по медиане и моде распределения, можно заключить, что он покрывается интервалом с границами 8,5 и 10 лет, и это достаточно хорошо согласуется со среднероссийскими показателями.

    Доли  мужчин и женщин в обследуемой  совокупности составляют 34,1 % и 65,9 %, что  также хорошо согласуется со среднероссийскими  показателями: соответственно 36,8 % и 63,2 %. 

    1.3. Анализ конкурентов 

    В ходе анализа следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку. При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы. Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

    Также исследование фирменной структуры  рынка включает в себя изучение транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.

    Хотя  максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Этого можно добиться несколькими способами. Фирма может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов.

    Знаниями  о ценах и товарах конкурентов  фирма может воспользоваться  в качестве отправной точки для  нужд собственного ценообразования. Если её товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда её товар выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложения конкурентов.

    В данном случае нам не требуется каких-либо особых исследований цен конкурентов  – достаточно взять прайс-лист конкурирующей фирмы «Ижтрейдинг» и сравнить его с ценами, предлагаемыми нашей фирмой. Борьба за место на рынке и за клиентов ведется не только через постоянное увеличение ассортимента товара, но и посредством  установления оптимальных цен. Так, например, изучая прайс-листы обеих фирм, можно изобразить процентное соотношение товаров следующим образом: 

Рисунок 2. Структура товаров ЗАО «Лика»

 

Рисунок 3. Структура товаров торговой компании «Ижтрейдинг»

 

    Фирма, планирующая изменить цену, должна думать о реакциях не только покупателей, но и конкурентов. Скорее всего конкуренты будут реагировать в тех случаях, когда число продавцов невелико, их товары схожи между собой, а  покупатели хорошо информированы (т. е. при олигополистической конкуренции).

    Фирме необходимо предугадать наиболее вероятные  реакции конкурентов. Если у нее  есть один крупный конкурент, который  отвечает на изменение цен всегда одним и тем же образом, его  ответный ход можно предугадать. Но существует возможность, что конкурент воспринимает любое изменение цен как новый вызов себе и реагирует в зависимости от своих сиюминутных интересов. В этом случае фирме необходимо будет выяснить его сиюминутные интересы, такие, как увеличение объема продаж или стимулирование спроса. При наличии нескольких конкурентов фирме нужно предугадать наиболее вероятную реакцию каждого из них. Все конкуренты могут вести себя либо одинаково, либо по-разному, так как резко отличаются друг от друга своей величиной, показателями занимаемой доли рынка или политическими установками. Если некоторые из них откликнутся на изменение цены аналогичным образом, есть все основания считать, что так же поступят и остальные.

    Для определения реакции фирмы на изменение цен конкурентами необходимо ответить на несколько вопросов: 1) почему конкурент изменил цену - для завоевания рынка, использования недогруженных производственных мощностей, компенсирования изменившихся издержек или чтобы положить начало изменению цен в отрасли в целом; 2) планирует ли конкурент изменение цен на время или навсегда; 3) что произойдет с долей рынка фирмы и ее доходами, если она не примет ответных мер; собираются ли принимать ответные меры другие фирмы; 4) какими могут быть ответы конкурента и других фирм на каждую из возможных ответных реакций.

    Помимо  решения этих вопросов, фирма должна провести и более широкий анализ. Ей следует изучить проблемы, связанные  с этапом жизненного цикла своего товара, значение этого товара в  рамках своей товарной номенклатуры, изучить намерения и ресурсы конкурента, предложенную цену и чувствительность рынка с точки зрения ценностной значимости товара, динамику издержек в зависимости от объема производства и прочие возможности, открывающиеся перед фирмой. Фирма не всегда в состоянии провести анализ вариантов своих действий непосредственно в момент изменения цен. Ведь конкурент, возможно, готовился к своему шагу довольно долго, а четко отреагировать на этот шаг надо через несколько часов или дней. Практически единственный способ сократить срок принятия решения об ответной реакции - предвидеть возможные ценовые маневры конкурента и заблаговременно подготовить ответные меры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  деятельности ЗАО «Лика»
 

    2.1. Технологические процессы на предприятии 

    Технологический процесс на оптовом складе ЗАО «Лика» представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным качеством при наименьших затратах труда и высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности  способов и приемов.

    Технологические операции склада включают разгрузку, транспортировку  товаров, приемку их по количеству и  качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

    Все технологические операции склада условно  можно подразделить на основные и вспомогательные.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и разработка предложений по улучшению его работы