Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа содержит 92 файла

Все.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Платон (428-348 гг. до н. э.). утверждал, что в основе всего лежат идеи. Мир - живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Мировая душа одушевляет в том числе звезды и планеты Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека - вернуть гармонию через познание. Мы не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Душа бессмертна. Цель души - постижение идей, поэтому душа подобна идее. Размышление - такое ее состояние, когда она беспрепятственно направляется к высшему, вечному, уподобляясь идее; в отличие от нее, душа подвижна. По составу душа трояка:  ум (его местонахождение - в голове), аффективное, т.е.. страстное эмоциональное начало (оно располагается в груди) и вожделения (живут в печени).

Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Аристотель (384-322 г. до н. э.). Его трактат "О душе" стал первым собственно психологическим трудом (но еще в рамках донаучной психологии!). Душу он определил как сущность живого тела, т е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Обратите внимание: не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

Душа может  быть разного рода: растительная душа (ее свойства - питание и ощущение), животная душа (стремление, память и движение) и человеческая душа (мышление), причем свойства растительной души наличествуют и у человека, и у животных, свойства животной души наличествуют и у человека. В целом душа, как сущность живого тела, смертна вместе с телом; однако часть ее, которую мы могли бы на современном языке назвать абстрактным или теоретическим мышлением Аристотель считает бессмертной.

Протагор ("Человек есть мера всех вещей") в основном материалист. Но он особенно выделяет относительность нашего познания, элемент субъективности в нем. Его идеи предвосхищают идеи некоторых типов психотерапии: все существует лишь в отношении к другому, для человека истинно все, что кажется ему таковым, вещь для меня такова, какой она мне кажется. для клиента правильно все, что происходит в его жизни...

Гиппократ -1-м выделил типы людей;  учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

2. средние  века

Августин доказывает бессмертие души через бессмертие идей, которые действительно могут пережить человека, в душе которого они возникли, и живут уже, как мы сейчас сказали бы, в общественном сознании. Но для Августина существование идей после смерти человека означает и существование его души. Кроме того, идеи для Августина не "возникают" в душе, а существуют в ней с момента рождения, как и у Платона.

Он выделял семь степеней души, в чем уже чувствуется влияние Аристотеля. Первая степень души, общая у человека с растениями, есть душа, которая держит в единстве тело, дает ему жизнь, ответственна за питание, рост и размножение. Вторая степень души, общая у человека с животными, "ощущает" и "видит сны". Третья и более высокие степени души присущи только человеку. Третьей степени души присущи память и речь. Для человека, имеющего душу "четвертой степени", характерно стремление к добру, то есть к высоким целям человеческого общества, он прислушивается к "авторитету мудрых". Пятая степень души характеризует "очищенную душу", которая уже свободна от страха смерти, присутствующего на четвертой степени души. Для души шестой степени характерно стремление к Богу, что тождественно для Августина созерцанию истины. Наконец, душа седьмой степени поглощена Богом, то есть полным созерцанием истины. Это и есть подлинная цель души, которую достигает очень редкий человек, все остальное - "суета сует" (См. [Там же, с. 412]). Человек, достигающий последней степени, должен отрешиться от всех земных забот и быть поглощенным только созерцанием истины. Для обыкновенных смертных, погрязших в житейских делах, существует иной и даже более короткий путь: путь веры в авторитет.

В последнем высказывании Августин подчеркивает непространственность (непротяженность) души. Против механистического, по своей сути, учения о душе в атомистическом материализме, который понимал под душой некое тело.

Психология Средневековья  занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения.

Высокая степень укорененности  в группе делала самосознание средневекового человека почти тождественным сознанию, отсутствие альтернативных способов социальной адаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облегчало адаптацию и сознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии). Важно для психологии развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием.

Р.Бэкон, Ф. Аквинский, X.Вивес, Х.Уарте, Д. Скот, У. Оккам. (XII-XV века) Однако в светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долгое время оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

3. этап нового  времени (с серед 17 века)

Идеи механицизма, пявление часов, термометра…Мир – огромный, глобальный механизм, которым можно  управлять, действует по своим законам. (Галилео Галилей, Ньютон) Тело апсихично, работает по законам механики, доступно строжайшей математической и эмпирической проверке и предполагает, что изменения тела не имеют никакой другой причины, кроме предшествующего воздействия другого тела.

Детерминизм - учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом.

Редукционизм - учение, объясняющее сложные явления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня.

Эмпиризм - с методологической точки зрения, принцип, ориентированный на познание посредством наблюдения и эксперимента. в XVII веке складывается принцип научного метода, который с природы распространяется на человека

 

Декарт. Существуют 2 независимые субстанции (первоосновы) – душа и тело (дуализм). Они не влияют друг на друга и обладают разными свойствами: душа – мышлением (главное свойство души), тело – протяжением. Даша взаимодействует с толом в точке, находящейся в мозгу (шишковидная железа). Душа и сознание тождественны, бессознательных процессов нет. Познание состоит из двух ступеней. Первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений, эти знания неполные и неадекватные. Вторая ступень – интуитивное мышление (рациональная интуиция) – дает возможность истинного познания мира. Общие понятия существуют в виде идей  Душа – не материальна, а чтобы мыслить и осознавать, давать нам информацию о мире. Предмет психол – сознание!!!!!! Интроспекция (внутреннее зрение) -  метод познания души

В этих утверждениях Декарта  и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Выделял пассивные эмоции (страсти), доказывая, что они связаны  с мышлением и являются одной  из составляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основанием для последующего развития современной когнитивной теории эмоций.

Спиноза, Гоббс Единая субстанция – природа, имеет несколько свойств, из которых 2 основных – душа и тело, обладающие свойствами мышления и протяжения. Мышление – главное свойство души, которое также отождествляется с сознанием; бессознательное отрицается. Спиноза: Общность законов в мире идей и вещей является основой истинности знания Эмоции регулируют поведение, регулируя деятельность человека. Существует 3 вида эмоций. Эмоции или страсти связаны с окружающим миром, поэтому человек не свободен от влияния окружающего мира. Разумное осознание этого влияния и понимание причины возникновения эмоций  дают человеку свободу, т.е. свобода – это познанная необходимость

Лейбниц – открыл законы восприятия. Первооснова мира - монада, обладающая свойствами восприятия и стремления. В душе выделяются уровни перцепции и апперцепции, т.е. сознательного и бессознательного. Таким образом, содержание души шире, чем содержание сознания. Познавательная активность человека обусловливает субъективность его знаний, что не противоречит их истинности.

Локк, Гоббс. В разуме нет ничего, чего нет в ощущениях. Единый процесс познания является восхождением от частных знаний о единичных вещах к общим понятиям, т.е. данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, все понятия появляются в процессе обучения. Ощущения пассивны, поэтому субъективность ощущений приводит к выделению первичных и вторичных качеств и признанию невозможности полной познаваемости мира. Гоббс – законы ассоциации.

Теория рефлекса. Тело - независимая субстанция, его поведение регулируется рефлексом, по законам механики. Рефлекс может изменятся в зависимости от привычки и обучения. Душа лишь частично влияет на поведение, изменяя направление рефлекса при помощи активных страстей. Т.к. открыта рефлекторная дуга, физиологический метод!

Гельмгольц- физик и физиолог, стал проводить опыты по измерению скорости нервного импульса. Изучал механизмы зрения, слуха, человеческие ощущения. Его опыты стали основой экспериментальной психологии

Эрнест Вебер – изучал органы чувств, ощущения, был медиком и хотел понять границы чувств человека, открыл пороги ощущений

Фехнер Г.Т. решил совместить физику и элементы психологии и измерить процессы слуха, зрения, показать правила их возникновения. Результат – программа «Психофизика», ее цель- показать взаимосвязь между миром идеальным и материальным

Д. Гартли (1705-1757) является основателем ассоциативной психологии, В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" (1749). Эта работа состоит их 2 частей: учение о вибрациях, учение об ассоциациях. Гартли по сути создает свою теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов механики, активность человека:    - Учение о вибрациях объясняет все первоначальные автоматические движения

                  - Учение об ассоциациях – произвольные и вторично автоматические движения

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом  веществе мозга, является основой психической  жизни, основой процессов познания и обучения. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного

У Гартли таким основополагающим принципом был принцип ассоциации. По образованию Гартли был врачом, а в философии придерживался материалистических позиций. Поэтому ассоциация у него - не столько духовная связь идей, как у Юма, например, а результат чисто материальных (физиологических) причин, гипотетических "вибраций", возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий. Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь - она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая, как тень, следует за физиологическим процессом.

Ощущения - это те внутренние чувства ... духа, которые возникают из впечатлений, производимых внешними предметами на органы и части нашего тела. .

Рассудок - это та способность, при которой мы рассматриваем чистые ощущения и идеи, стремимся к истине и соглашаемся или не соглашаемся с предложениями

Гартли ассоциацию как  механизм связи, "сцепления" идей считает единственным механихмом. Кроме того, не только познавательные процессы, как у Юма, но и возникновение эмоций и произвольных движений связывается у Гартли с ассоциациями. Наконец, полностью исключается (поскольку ассоциация - это связь мозговых вибраций) всякая собственная активность субъекта, поэтому остаются всего два фактора образования ассоциаций: фактор смежности в пространстве и фактор смежности впечатлений во времени.

Субъект сознания вообще не присутствует в концепции Гартли: сознание - это как бы сцена, на которой  происходят разные события, одно ощущение сменяется другим... Этот образ был еще у Юма, как ты правильно заметил, который, правда, говорил о сознании как о театре...

посмотреть.doc

— 19.50 Кб (Скачать)

№ 1.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 10.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 11.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 12.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 13.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 14.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 15.doc

— 42.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 16.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 17.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 18.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 19.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 2 таблицы.doc

— 1,022.00 Кб (Скачать)

№ 2.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 20.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 21.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 22.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 23.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 24.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 25.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 26.doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 27.doc

— 77.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 28.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 29.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 3.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 30.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 31.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 32_ОК.doc

— 82.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 33_ОК.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 34_ ОК.doc

— 87.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 35_ОК.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 36_ОК.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 37_ОК.doc

— 63.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 38_ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 39_ОК.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 4.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 40_ОК.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 41_ОК.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 42.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 43.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 44.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 45_ОК.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 46_ОК.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 47_ОК.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 48_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 49.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 5.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 50.ОК.doc

— 81.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 51 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 52.doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 53.ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 54.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 55.ОК.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 56.ОК.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 57.ОК.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 58.ОК.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 59. ОК.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 6.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 60.ОК.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 61.ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 62.ОК.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 63.ОК.doc

— 85.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 64.ОК.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 65.ОК.doc

— 481.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 66.ОК.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 67.ОК.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 68.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 69.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 7.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 70..doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 71.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 72_ОК.doc

— 92.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 73_ОК.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 74_ОК.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 75_ОК.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 76_ОК.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 77_ОК.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 78OK.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 79 НАДО СМОТРЕТЬ!!!.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 8.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 80.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 81.ОК.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 82.ОК.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 83_ОК.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 84_ОК.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 85_ОК.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 86_ОК.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 88_ОК.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

№ 89_ОК.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

№ 9.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"