Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:56, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование и анализ организации маркетинговой деятельности предприятия на примере организации маркетинговой деятельности ОАО «Людиновский Агрегатный Завод» («ЛАЗ») г. Людиново.
Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия в условиях рынка;
- исследовать маркетинговую деятельность ОАО «Людиновский Агрегатный Завод» на рынке гидрооборудования;
- разработать предложения и мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «ЛАЗ».
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
8
1.1. Понятие и функции маркетинга на предприятии.
8
1.2. Организация службы маркетинга на предприятии.
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии
1.4 Система маркетингового контроля
11
17
23
Глава 2. Организация маркетинговой деятельности на ОАО «Людиновский Агрегатный завод»
27
2.1. Общая характеристика ОАО «ЛАЗ».
27
2.2. Организация маркетинговой службы на ОАО «ЛАЗ».
34
2.3. Внутриорганизационные аспекты маркетинговой деятельности ОАО «ЛАЗ»
42
2.4. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Людиновский Агрегатный Завод»
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
64
Список литературы
Макросреда - представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими факторами, как:
• демографическая;
• экономическая;
• природная;
• научно-техническая;
• политическая;
• культурная.
Демографическая среда
Она связана с численностью населения, его плотностью, смертностью и рождаемостью. На конец 2010 года численность населения России составила 140 млн. чел. По данным местных органов статистики, на 1 родившегося приходятся 3 смертных случая по г. Людиново в течение года. В самой России ситуация такая же: смертность превышает рождаемость. Исходя из этого, в г. Людиново, как и в целом по стране, наблюдается значительная нехватка кадров, особенно высококвалифицированных, и в дальнейшем недостаток кадров будет ощущаться все больше и острее. Таким образом, демографическая среда по отношению к ОАО «ЛАЗ» является неблагоприятной.
Экономическая среда
В конце 2008 года в мире разразился острый финансовый кризис, который негативно отразился как на экономике России, так и на хозяйственной деятельности ОАО «ЛАЗ». Резко сократились заказы на продукцию предприятия, увеличились процентные ставки на предоставляемые кредиты со стороны банков, резко сократилась прибыльность предприятия. Неблагоприятное воздействие оказывает также девальвация рубля (почти на 30%), подорожание вследствие этого комплектующих и сырья. Предприятие поставлено в трудную экономическую ситуацию. Общее состояния экономической среды для деятельности ОАО «ЛАЗ» является неблагоприятным.
Природная среда
Природная среда оказывает большое влияние на продажу продукции, изготавливаемой на ОАО «ЛАЗ». Если обратить внимание на карту полезных ископаемых, можно узнать, какие регионы будут приобретать продукцию ОАО "Агрегатный завод". В основном это бассейны каменного угля, железных, алюминиевых, вольфрамовых и медных руд, города и области, в которых находятся нефтяные и газовые месторождения, шахты и станции по добычи полезных ископаемых. Природная среда стабильна.
Научно-техническая среда
В настоящее время заводские специалисты работают над созданием новых модификаций насосных станций на базе ЕНР-ЗК, более мощных плунжерных насосов с подачей рабочей жидкости до 300 л/мин; для централизованных насосных станций, гидравлических прессов, предназначенных для изготовления гнуто-клееных брусов для мебельного производства. Так же осваивается выпуск центрифуг Ц1-305У и сепаратор С1-60.
Освоение новой продукции позволит предприятию выйти на новые целевые рынки, диверсифицировать их и снизить риски от условий финансового кризиса, в котором находится предприятие.
Политическая среда
На сегодняшний день политическая обстановка в Российской Федерации в целом остается стабильной. Однако, если в ближайшее время мировая экономика и российская экономика как часть ее, не смогут остановить кризисные явления, что приведет к резкому ухудшению качества и уровня жизни населения, политическая и социальная ситуация в стране может резко обостриться, а это негативно скажется на деятельности экономики, в том числе на функционировании ОАО «ЛАЗ».
Планирование производственно-хозяйственной деятельности ОАО «ЛАЗ»
Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально - экономического развития предприятия.
Схема разработки проекта основных показателей годового плана ОАО «ЛАЗ» выглядит следующим образом:
1. Осуществляется технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, подводятся предварительные итоги работы за год, выявляются резервы производства, а также «узкие места», устанавливается степень значимости их для производства. Одновременно уточняются удельные нормы затрат живого и овеществленного труда, намечаются мероприятия по их обоснованию, уточнению или замене новыми.
2. На основе этого анализа и рекомендаций по внедрению новой техники и освоению новой продукции составляется первоначальный проект показателей работы каждого цеха, участка и всего предприятия в целом.
Проекты цеховых показателей, вытекающие из проекта соответствующих показателей предприятия, а также контрольные задания по экономии живого и овеществленного труда доводятся до каждого из цехов.
1. Разрабатывается технический план, обеспечивающий выполнение запроектированных показателей.
2. Составляются проекты основных показателей работы цехов, отделов и цеховых тех. планов. Для обеспечения межцеховой увязки мероприятий к этой работе привлекаются отделы заводоуправления.
Проект показателей обсуждается на совещании у Президента ОАО «ЛАЗ», на постоянных производственных совещаниях, корректируется и передается в планово - экономическую службу заводоуправления. Составляется уточненный проект основных показателей производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Работа плановых органов заводоуправления и цехов по разработке проекта годового плана проходит под руководством хозяйственных руководителей и руководителей предприятия, цехов и отделов.
Так, для отдела маркетинга на 2011 год запланированы следующие основные параметры (см. Приложение 2, лист 9):
1. Обеспечить формирование портфеля заказов на 2011 г. с обеспечением роста производства к предыдущему году в сопоставимых ценах не менее 23%.
2. Увеличить объём реализации продукции в 2011 г. не менее чем на 25% по сравнению с 2010 г.
3. Обеспечить в 2011 г. укомплектованность отдела персоналом не ниже 90% от потребностей.
4. Обеспечить в 2011 г. удовлетворенность потребителей не ниже оценки «хорошо» по существующей в ОАО «Агрегатный завод» методике.
5. Сократить потери рабочего времени и отпусков без содержания на 2% к уровню 2010 г.
На основе общезаводских планов отдел маркетинга осуществляет оперативно производственное планирование по продвижению продукции ОАО «ЛАЗ» на целевые рынки на каждый квартал, месяц, неделю.
Система товародвижения и ее участники
Товародвижение – это движение продукта от производителя к потребителю при помощи каналов сбыта.
ОАО «ЛАЗ» использует прямой широкий канал распределения, в котором участвует производитель и потребитель (см. рис 9).
Рисунок 9 - Канал распределения ОАО «ЛАЗ»
После того, как продукция была произведена, она поступает на склад ОАО «ЛАЗ». На заводе существует один склад готовой продукции.
Если покупатель является юридическим лицом, то он делает заявку в отдел маркетинга, где определяется наличие данной продукции на складе.
После этого покупатель идет в финансовый отдел, где выписывается счет на предоплату.
Рисунок 10 - Оформление заказа юридическим лицом
После поступления денежных средств на расчетный счет завода и при условии наличия продукции на складе отдел маркетинга вызывает заказчика и выписывает накладную.
Затем финансовый отдел выписывает счет-фактуру, и заказчик отправляется на склад за готовой продукцией.
Если покупатель является частным лицо, то он делает заявку в отдел маркетинга, где определяется наличие данной продукции на складе. При наличии данной продукции на складе выписывается накладная.
После чего производится оплата в бухгалтерии, а в финансовом отделе выписывается счет - фактура.
Затем покупатель отправляется на склад за готовой продукцией.
ОАО «ЛАЗ» может предложить своим потребителям услуги по доставке гидроцилиндров. Предприятие организует доставку данной продукции, используя следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный.
Анализ ценовой политики на предприятии
Для примера возьмем пневмогидроаккумулятор, выпускаемый предприятием.
ОАО «Агрегатный завод» действует в условиях рынка монополии. На установление цены в условиях этого рынка влияют такие факторы, как издержки и потребители.
Рисунок 11- Формирование цены на предприятии
1. Этап.
Постановка задач ценообразования.
В настоящее время главной целью для ОАО "Агрегатный завод"
является увеличение доли рынка. В этом случае возможно
значительное снижение издержек на производство пневмогидроаккумуляторов и получение долговременной прибыли.
2. Этап.
Определение спроса.
ОАО "Агрегатный завод" прежде чем установить цену на данный вид продукции изучает уровень спроса на нее, исходя из прошлого опыта и экономической ситуации на данный момент. Спрос показывает то количество продукции, которое покупатель купит по установленной цене. В настоящее время спрос на гидроаккумуляторы неэластичен, так как увеличение цены установленной заводом не приведет к значительному снижению продаж. Это объясняется тем, что завод является монополистом по производству аккумуляторов.
3. Этап.
Оценка издержек.
Одним из наиболее важных показателей характеризующих деятельность предприятия и его результаты является себестоимость продукции. Она планируется и увеличивается по калькуляционным статьям затрат. Издержки предприятия делятся на условно-переменные и условно-постоянные. К условно постоянным издержкам относят расходы, которые в определенном диапазоне не зависят от изменения объемов производства.
4. Этап.
Анализ цен конкурентов.
ОАО "Агрегатный завод" при установлении цены не учитывает цены конкурентов, так как является монополистом.
5. Этап.
Выбор метода ценообразования.
ОАО "Агрегатный завод" Для расчета цен на данный вид продукции использует затратный метод "Прямые издержки + прибыль".
Предприятие начисляет определенную наценку на себестоимость продукции через норматив рентабельности, который на заводе равен 20%.
6. Этап.
Установление окончательной цены,
ОАО "Агрегатный завод" стремится назначить такую цену на пневмогидроаккумуляторы, чтобы она покрывала все издержки производства, а так- же давала определенную прибыль. Исходя из этого, завод устанавливает цену следующим образом:
Цена = (производственная + 2% непроизводственных)*Кп оптовая себестоимость расходов
Кп - коэффициент прибыльности, равен 1,2
Цена отпускная = цена оптовая + НДС (НДС-20%)
Организация маркетинговых исследований на предприятии
Маркетинговые исследования по каждому изделию, выпускаемому ОАО «ЛАЗ» проводятся на основе анализа спроса на товар на выбранном рынке и тенденции его развития, прогноза емкости рынка на перспективу. Для примера возьмем изделие «гидропривод», выпускаемое предприятием.
Рисунок 12 - Анализ спроса на товар на выбранном рынке и тенденции его развития, прогноз емкости рынка на перспективу. (спрос на МРФ)
В конце первого квартала 2010 г. ОАО «ЛАЗ» должен был реализовать 2000 МРФ на сумму 2,1 млн. рублей. В конце второго квартала 2010 г. ОАО «ЛАЗ» планировал реализовать 3000 МРФ на сумму 2,4 млн. рублей.
Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов для деятельности предприятия
ОАО «ЛАЗ» использует в своей работе сегментацию рынка по географическому признаку, регионам. Основная часть менеджеров по продажам закреплена за регионами страны (Центральный регион, Сибирь и Дальний Восток, Северо-Кавказский регион, Северо-Западный регион и Урал, Приволжье, Зарубежный). Изучив всех потребителей продукции «ЛАЗ», выделяются основные целевые сегменты по России и ближнему Зарубежью. Россия – это сегмент, на котором наблюдается наибольший объем потребления – 70%; Ближнее зарубежье – 30%.
Таблица 7 - Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции
Тип гидроприводов | Количество позиций |
ПГШ – 35/2 ПГШ – 50/2 ПГШ – 50/3 ПНШ – 75/2 | 17 13 4 4 |
Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на ОАО «Людиновский Агрегатный завод»