Ответы на госы

Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка

Описание работы

Экзамен 2011

Работа содержит 40 файлов

1.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

10.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

11.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

14 Билет не полный.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

23.doc

— 215.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

26.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 121.50 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 117.00 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 118.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 96.50 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

25.   Метод сравнительного анализа как метод исследования социально-экономических и политических процессов. Сравнительный анализ.

  Суть  этого метода относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например о их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений или процессов могут быть использованы для изучения других. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений и процессов указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них. //Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия. Вместе с тем в сравнительном анализе общественных явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др. Этим методам соответствует и система категорий, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которых совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: «сравнение», «сходство», «различие», «объект сравнения», «субъект, осуществляющий сравнительный анализ» (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), «угол видения» сравниваемых явлений», «целое», «часть», «сегментация» (деление целого на отдельные сегменты с целью их исследования), «социальная однородность» и «социальная неоднородность» исследуемых явлений и процессов, «метод сравнения» и др. Основное значение сравнительного анализа — получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений и процессов, но и о их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общих тенденциях их функционирования и развития. Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, «хотя вначале сравнение может быть вызвано поиском информации, оно одновременно является ключом к познанию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных направлений мышления».  //Сравнительный анализ способствует критическому пересмотру взглядов исследователя на те или иные общественные явления и процессы, которые сложились при изучении им какой-то отдельной страны и которые он готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. Тем не менее при сравнительном анализе будут выявлены специфические особенности, характерные для разных стран, которые ранее не были известны исследователю, станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием «этноцентризм» (т.е. замыкающийся на данных изучения одной страны, прежде всего собственной). //Итак, сравнительный анализ различных явлений и процессов общественной жизни способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это, в свою очередь, ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними в экономической, политической, научной и других сферах общественной жизни. Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения). Рассмотрим теперь такую процедуру сравнительного анализа, как сегментация: деление целого на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвержены сравнительному анализу. Так, можно выделить такие звенья экономического процесса в том или ином обществе, как производство, распределение, обмен и потребление созданных материальных благ, и затем исследовать каждое из них. При этом данные о них можно сопоставить с данными об аналогичных звеньях экономического процесса в других странах, провести их всесторонний сравнительный анализ. Из системы существующих в разных странах политических отношений можно выделить, например, отношения законодательной власти и также провести их сравнительный анализ. В том и другом случаях выделяются однотипные явления, что позволяет осуществить их сравнительный анализ более подробно и глубоко. //Объектами сравнительного анализа могут стать общественные процессы — экономические, политические, идеологические и другие, равно как и их составляющие, в том числе субъекты этих общественных процессов: классы, нации, другие социальные группы, различные элиты, отдельные личности, а также многообразные социальные институты. Сегментация как способ сравнительного анализа предполагает изучение не только структурных свойств изучаемого явления, но и характера его функционирования в рамках целого (например, сравнительный анализ деятельности различных элит или политических партий в условиях различных обществ). При этом следует помнить, что только при изучении функционирования любого социального явления в рамках целого, в том числе соответствующей экономической или политической системы или же всего общества, можно получить достоверные знания о его реальном существовании и роли в обществе, ибо оно функционирует и проявляется всегда в контексте того или иного социума. Важными этапами сравнительного анализа являются обработка полученных данных, их систематизация и научное толкование, которое включает в себя «одновременно анализ и синтез, поиски эмпирических доказательств и формулировку понятий», другие логические операции. В любом случае надо показать обоснованность обнаруженных в сравнительном анализе явлений и процессов их сходств и различий, вскрыть их социальную природу, непосредственные причины их появления, а также их социальное значение. В этом случае на основе сравнительного анализа могут быть сформулированы полезные практические выводы. /Сравнительный анализ может играть существенную роль в прогнозировании общественных процессов. Наиболее простой способ прогнозирования — прямое сопоставление данных о развитии изучаемых процессов в разных странах.  /Утверждается, например, что модель американской демократии — это модель будущего демократии в развитых европейских странах и т.д.

  Другой  способ прогнозирования на основе сравнительного анализа — экстраполяция (распространение) полученных данных на будущее «на основе целого ряда гипотез».

  Утверждается (и не без оснований) что прогноз, построенный на основе сравнительного анализа, обладает хорошей надежностью, «особенно в случаях краткосрочных прогнозов», и «остается одним из самых многообещающих подходов в социологии будущего».

.                                                Предмет, объект, цели и задачи региональной экономики.

  Отрасль и территория — важнейшие составные  части национального (народного) хозяйства, образованные сочетаниями первичных звеньев общественного производства — предприятий и их объединений. Два типа экономических систем — отраслевые и территориальные — справедливо рассматриваются как основные. Среди них — региональная экономика, играющая важную роль в рациональном использовании ресурсов страны при хозяйственных, особенно рыночных отношениях. Ресурсный, особенно экономический, потенциал России, ее территория, население, производственные и научно-технические фонды, природные ресурсы, транспортная и информационная инфраструктура — огромны, что создает прочную основу для прогресса управляемых рыночных отношений, а значит — экономики, культуры, благосостояния народа. Территория (свыше 17 млн. км ) - самая обширная из всех государств, а по численности населения (около 150 млн человек) страна занимает шестое место в мире. Вместе с тем есть факторы, осложняющие экономическое и геополитическое положение России. Основная часть ее территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах, и лишь 2/5 общей площади — относительно благоприятны для сельского хозяйства и проживания населения. Исторически сложился территориальный разрыв между размещением главных природных богатств и основным массивом расселения. Например, районы Европейской части страны сосредоточивают 4/5 всего населения и лишь 1/10 - топливно-энергетических ресурсов. В связи с большой протяженностью территории — 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг — обостряются проблемы транспортной доступности и издержек на перемещение товаров и людей, а также обмена деловой и культурной информацией. К этому добавляется ухудшение геополитического положения страны после разрушения СССР (утрата ряда важных источников минерального сырья, промышленных баз, морских портов, отошедших в ближнее зарубежье, сужение снабженческо-сбытовых и кооперационных связей с бывшими советскими республиками и т. д. ). Однако негативные особенности хотя и ослабляют, но не устраняют преимуществ российского ресурсного потенциала, который, как показывает история, всегда был главной причиной агрессивных устремлений наших недругов и конкурентов. Поэтому важнейшей задачей наряду с хорошим знанием и использованием огромных ресурсов является их сохранение, а значит — обеспечение территориальной целостности, экономической и национальной безопасности государства. Поскольку ресурсный потенциал имеет строгую территориальную привязку, особенно наглядно выраженную в огромной стране, то его эффективное освоение требует глубокого изучения экономики регионов. Россия — огромный национальный комплекс хозяйства и внутренний рынок, складывающийся под влиянием процессов специализации, кооперации и интеграции в экономике. Это способствовало образованию целостной и глобальной совокупности предприятий, отраслей и регионов — общего экономического пространства, с единой системой денег, финансов, налогов, цен, таможенной и миграционной политикой и т. д. и свободным перемещением товаров, капитала, рабочей силы и информации. Необходимость в информации и прогнозах территориального и особенно регионального характера возникает теперь повсеместно, а не только в высших и средних органах управления. Формирование общероссийского и в его пределах региональных хозяйственных комплексов и рынков, мобилизация и использование их производственных и финансовых ресурсов, как и территориальная рыночная специализация хозяйства и межрайонные товарные связи, зависят от динамики и структуры экономики всех регионов и их систем. Рынок есть система экономических отношений не только в сфере распределения и обмена, но и производства. Назначение системы - приспособить масштабы и структуру производства к общественным потребностям. Она предполагает учет территориальной дифференциации рыночных факторов — условий и материальных элементов, организационных структур производства и регуляторов рынка, сильно различающихся по регионам. Рыночные отношения во всем мире регулируются государством. При этом, в противоположность плановому хозяйству, ослабляется роль отраслевых органов управления — министерств и ведомств — и повышается наряду с первичными звеньями хозяйствования - предприятиями и их объединениями — значение территориального управления. Особенно это характерно для такой огромной страны, как Россия. Не случайно в экономической реформе большое внимание уделяется учету специфики различных регионов. Все эти обстоятельства определяют, что в системе экономических наук важное место принадлежит изучению региональных проблем хозяйственного и социального развития страны.  Региональная экономика принадлежит к экономическим наукам и учебным дисциплинам территориального цикла. Она изучает хозяйства систем регионов и отдельного региона (района). Экономика этих территорий отличается своеобразием, взаимосвязанностью и единством своих объектов и их сочетаний (комплексов). Среди собственно регионально-экономических наук (части территориально-экономических), помимо региональной экономики, существуют региональная социология, региональная экология, региональная статистика и др. (некоторые еще не сформировались). Основой создания региональной экономики в нашей стране, науками, от которых она отпочковалась и из частей которых синтезировалась, послужили районный раздел экономической географии (размещения производительных сил в широком смысле) и раздел «территориальное планирование» базовой «управленческой» дисциплины — народнохозяйственное планирование (управление). На позициях утверждения активной конструктивной роли рассматриваемой науки, но включая в нее по существу содержание всего круга территориально-экономических исследований, стоял Н. Н. Некрасов. В его понимании региональная экономика «изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в региональной системе страны и каждом регионе... Рациональное размещение производительных сил рассматривается как основа, главная составная часть региональной экономики»2.  Иного, узкосодержательного подхода придерживался В. Ф. Павленко, считавший, что предмет региональной экономики — «конкретная экономика отдельных регионов, общие закономерности, факторы и проблемы их развития». Если указанные ученые рассматривают региональную экономику как совершенно отличную от экономической географии науку, то Э. Б. Алаев не видит между ними принципиальных различий, но включает в определение региональной экономики момент практики, интересы управления, отмечая, что эта дисциплина «нацелена на прикладные результаты исследования», другая же «больше занимается фундаментальными вопросами». Ряд экономистов важнейшим аспектом исследований региональной экономики считает процесс общественного воспроизводства и его пропорции — производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта и производственных ресурсов в регионах. Новейшие работы отечественных авторов по региональной экономике совершенно обоснованно делают упор на системный подход к предмету науки. Так, по мнению академика А. Г. Гранберга, это не только экономика отдельного региона, но и экономические связи между регионами, региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов), а также и размещение производительных сил и региональные аспекты экономической жизни. Правда, фактического «вторжения» в другие территориальные экономические науки, как у иных авторов, здесь на произошло, поскольку межрегиональное размещение производительных сил выступает только в виде фона, условия формирования экономики регионов и подробно не рассматривается. При обосновании содержания региональной экономики как самостоятельной науки (дисциплины), на наш взгляд, целесообразно исходить из следующих позиций:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1.  Необходимо считать ее предметом исследование  (изучение)  экономики отдельных регионов  и их систем. Поэтому, в отличие от экономической географии, размещение отраслей хозяйства и ресурсного потенциала по стране должно рассматриваться в данном курсе не в качестве основного предмета, а в дополнение к нему, в виде «внешних», макроэкономических условий, предпосылок формирования хозяйства регионов. 2.   Требуется  обязательно  включить  в  содержание дисциплины не только категорию производительных сил, но и экономических отношений - региональных и межрегиональных, складывающихся в процессе развития хозяйства (отношения между хозяйствующими субъектами, между ними и населением, государственными и местными органами управления и т. д. ). Изучение этих отношений надо вести путем выявления роли экономических законов в развитии регионов, использования для анализа и оценок явлений и процессов экономических категорий и показателей. 3.   Региональная экономика должна  иметь  солидную теоретическую   основу, поскольку решаемые ею задачи, включая выработку региональной политики, разработку региональных схем, прогнозов, программ и т. д., весьма сложны и ответственны. Территориально-экономические   дисциплины могут    изучать    практические    вопросы    разного уровня: региональная экономика — «предпланово-планового», районная планировка и градостроительство — проектного (отсюда разного характера и детальности вырабатываемые ими инструктивно-нормативные материалы). Таким образом, региональная экономика — это научное направление и учебная дисциплина. Она исследует и изучает законы, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая производительные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения, для выработки региональной политики, регулирования хозяйства. Курс региональной экономики взаимосвязан со многими экономическими и другими науками. Наиболее тесно региональная экономика стыкуется с экономической географией (при рассмотрении предпосылок развития регионов) и дисциплиной «Управление развитием региона» — частью общей науки об управлении (в отличие от последней в региональной экономике упор делается не столько на управленческую «технологию», сколько на учет типологических особенностей различных регионов при регулировании их развития). Из демографии существенны данные об особенностях воспроизводства населения по регионам; из технических и естественных наук - о закономерностях и особенностях территориального распределения полезных ископаемых, рельефа, почв, природных вод, растительности, климата, геологических условий строительства и прочее для обоснования предпосылок формирования экономики различных регионов.

  Этапы формирования отечественной региональной экономики

  Изучение  хозяйства регионов в России велось столетиями, но эпоха конструктивных исследований с активным целенаправленным преобразованием экономики территорий и всей регионально-хозяйственной структуры страны началась в советское время. С этой эпохой связано зарождение и становление региональной экономики как научного направления, охватившего три различных по продолжительности этапа XX века.

  Первый  этап — от 20-х до 70-х годов — был ознаменован началом широкомасштабных практических территориально-экономических исследований и созданием предпосылок для формирования региональной экономики. В начале 20-х годов деятельность научных коллективов сосредоточилась главным образом на подготовке совместно с плановыми органами известного плана электрификации России — ГОЭЛРО, явившегося первым опытом разработки единой государственной программы возрождения и переустройства народного хозяйства. Основную часть плана составляли прогнозные проектировки на 10-15 лет в региональном разрезе - программы электрификации и развития хозяйства восьми экономических районов. Широкий разворот научно-исследовательских и проектноизыскательских работ, связанных с территориальным развитием, пришелся на период ускоренной индустриализации СССР, успешно проведенной в годы «великого подъема» (1928—1940 гг. ). В период индустриализации ученые, плановики и проектанты обосновали размещение и развитие не только тысяч новых и реконструируемых предприятий промышленности, обеспечивших миллионы дополнительных рабочих мест, но и десятков и сотен индустриальных центров и узлов, новых городов, формирование не только основных производственных баз, но и новой специализации крупных экономических районов. Необходимо отметить, что в официальных материалах плановых и хозяйственных органов, в том числе в инструктивных указаниях к разработке пятилетних планов, широко освещались научно-методические вопросы территориального развития. Помимо широкого внедрения балансовых расчетов использовались метод последовательных (вариантных) приближений, экспертные оценки и др. Было положено начало исследованию понятий абсолютной и относительной эффективности, стали применяться показатели окупаемости капитальных затрат и коэффициент их эффективности, формула приведенных затрат1. Надо также подчеркнуть, что в довоенный период крупные региональные и «размещенческие» проекты и программы проходили широкое не только экспертное, но и общественное обсуждение (на конференциях, в печати и т. д. ). На втором этапе — с 60-х по 90-е годы — характерны коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики. В условиях сложившегося народнохозяйственного комплекса страны, при огромных масштабах капитального строительства, материального производства, хозяйственного освоения («вширь» и особенно «вглубь») территорий прежние методы региональных исследований — в основном только выборочные экспедиционные и камеральные — изжили себя. Необходимо было переходить к принципиально новым. Страна нуждалась в единой всеохватывающей системе научного, предпланового обоснования регионального развития и размещения производительных сил. Научным центром территориальной организации производительных сил стал СОПС, переведенный из Академии наук в состав Госплана СССР. На него было возложено руководство подготовкой крупных научно-теоретических, методологических исследований и прежде всего впервые — разработкой генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включавших региональные и отраслевые схемы. Благодаря усилиям содружества творческих коллективов-соисполнителей во главе с ведущими учеными (Н. Н. Некрасов, А. И. Ведищев, А. Е. Пробст, С. В. Славин, Р. И. Шнипер и многие другие) схемы развития и размещения производительных сил становились наряду с народнохозяйственными планами важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства. В итоге в значительной степени обеспечивалась реализация принципов целенаправленного, комплексного и результативного размещения и регионального развития производительных сил. Этот период отличался активизацией методических исследований. Стали широко внедряться в научные разработки новейшие экономико-математические методы (В. С. Немчинов, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, М. М. Албегов и др. ). На основе системных, крупномасштабных территориально-экономических исследований по генеральной схеме, отраслевым и региональным схемам в СОПСе сформировалась научная школа комплексного размещения производительных сил и региональной экономики. Разработка и реализация территориальных схем позволили во многом решить в 70-х — 80-х годах узловые проблемы государственной региональной политики - широкое вовлечение в хозяйственный оборот нефти и газа Западной Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского и других бассейнов, создание новых мощных баз энергетики и энергоемких производств в районах Сибири, Казахстана и Средней Азии, формирование и развитие крупных территориально-производственных комплексов (ТПК) на Востоке, Севере, в Центральном Черноземье и других районах. Результаты могли бы быть более внушительными, если бы не пагубное влияние ведомственности и местничества, срывы выполнения народнохозяйственных планов, игнорирование советским руководством последствий научно-технической революции в мире, а также просчеты отдельных ученых и научно-исследовательских организаций, плановых и хозяйственных органов. Углубленное исследование процессов территориального разделения труда, повышение роли предплановых работ в территориальном планировании вызвали постановку вопроса о формировании особой ветви экономической науки в составе ее территориального цикла — региональной экономики.  Третий этап — с начала 90-х годов — сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям. После разрушения СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особые интересы и факторы развития. Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований. Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны. Причем, ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов. Важное значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития. Среди регионально-экономических исследований, выполненных в последние годы СОПСом и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели: разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы; комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации до 2000 г.; комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации; ряд долгосрочных региональных программ федерального значения (по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири, ряду районов — субъектов Федерации); исследования, -направленные на формирование механизма регулирования территориального развития России (их результаты учтены в региональных разделах правительственных программ развития экономических реформ); работы по мониторингу законодательства Российской Федерации в региональной экономике; предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня; исследования в области экономических отношений России и ее регионов со странами СНГ и Балтии.

  Новые задачи региональной экономики.Магистральный путь региональной экономики, ее главная задача и три производных задачи.

  Изучение  и решение региональных проблем экономической  реформы — главная всеохватывающая задача, магистральный путь региональной экономики на современном этапе. Однако путь этот далеко не простой. Переход от планового к рыночному хозяйству сопряжен в России с большими трудностями и ответственными требованиями не только общего, но и регионального характера. С одной стороны, регионы остро испытывают воздействие сложной глобальной обстановки, с другой — сами усиливают или ослабляют ее. Региональная экономика способна помочь преодолеть эти трудности переходного периода. Существенно влияние на региональное развитие изменения геополитической ситуации в результате распада СССР и образования новых независимых государств. Из всех российских республик, краев и областей ранее приграничными были 29, теперь их стало 46. В силу этого возникли новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, защиты местного рынка, миграции населения, передислокации вооруженных сил и т. п. Больше всего отразилась на социально-экономическом положении регионов смена хозяйственного уклада и системы управления без достаточно обоснованной модели реформирования. Это породило в большинстве регионов тяжелый экономический кризис, усилило дезинтеграцию экономического пространства, резко дифференцировало стартовые условия вхождения в рынок, вызвало местами политическую нестабильность и межнациональную напряженность. Почти все регионы России оказались проблемными — резко снизились уровни производства и жизни. В число остродепрессивных и отсталых попали десятки субъектов Российской Федерации. Как негативный фактор при переходе к рынку остро проявляет себя неоднородность российского экономического пространства. Если московская агломерация вступила в постиндустриальную стадию развития, имея исключительно высокий уровень промышленности с преобладанием сервисных видов деятельности, то, например, Калмыкия и Тыва фактически лишены промышленных отраслей и по структуре производства и занятости пребывают в до-индустриальной стадии. Регионы сильно различаются по темпам экономической реформы, развития эффективных коммерческих структур и инфраструктуры рынка. Более 2/3 совместных с иностранным капиталом предприятий приходится на Москву и Санкт-Петербург, здесь же находится большинство крупных коммерческих банков. Пространственная дезинтеграция российской экономики выразилась прежде всего в сокращении и распаде прежних хозяйственных связей между регионами и бывшими республиками СССР, не восполняемыми внешней торговлей и созданием собственных замещающих производств (часто малоэффективных). Не менее пагубны замена нормального товарооборота бартером, неотрегулированность тарифов на электроэнергию и перевозки грузов, введение эрзац-валют и т. д. Так, высокие железнодорожные тарифы сильно затрудняют связи с Центром дальневосточных регионов и усиливают их тяготение к сопредельным странам. Все эти вопросы находятся в сфере регионально-экономических исследований. Из основной задачи курса вытекают три производные.

~$18.doc

— 162 байт (Скачать)

Билеты МУ.xls

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Полный отчёт.docx

— 186.29 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы на госы