Ответы на госы

Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка

Описание работы

Экзамен 2011

Работа содержит 40 файлов

1.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

10.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

11.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

14 Билет не полный.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

15.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 81.00 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

18.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

21.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

22.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

23.doc

— 215.00 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

26.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

27.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

84.     Особенности расселения населения России. Урбанизация, соотношение городского и сельского расселения в современной России.

  Расселение  населения - процесс распределения  и перераспределения населения  по территории и его результат - сеть поселений. Расселение населения включает размещение населения, функциональные и территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения (переселение, сезонные и маятниковые миграции). Главная закономерность расселения населения - соответствие форм расселения уровню развития экономики.

  Размещение  населения зависит от природных  факторов (климат, природные ресурсы, рельеф местности), социально-экономических  факторов (уровень развития и размещения производства, транспортное обеспечение, уровень доходов населения и  др.), этнических, демографических факторов и исторической обусловленности.

  По  территории страны население размещено  неравномерно: 78% россиян проживают  в европейской части страны, 22% - в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом территория азиатской части  России (Сибирь и Дальний Восток) составляет около 75%, а европейской - 25%. То есть плотность населения различается по территории страны. (под плотностью населения понимается численность населения, приходящаяся на единицу площади, как правило, на 1 кв. км). Заселенность территории является и фактором и результатом ее экономического развития.

  Городское и сельское население. В зависимости от типа поселения (населенного пункта) - город или село - все население делится соответственно на городское и сельское. К категории городских поселений в России относятся города и поселки городского типа. Критерии отнесения населенных мест к городским поселениям устанавливаются государством, в разных странах они различные. В РСФСР в советский период основными критериями являлись: 1) минимальная численность населения; она должна была составлять не менее 12 тыс. человек в городах и 3 тыс. человек в поселках городского типа; 2) доля занятого населения вне сельского хозяйства в общей численности населения; она должна была составлять не менее 85%. Кроме того, учитывается административное значение населенного пункта, степень развития промышленности, коммунального хозяйства, сети культурно-бытовых учреждений, благоустройство, перспективы развития населенного пункта. В настоящее время единого критерия отнесения населенных пунктов к разряду городских для всей страны не существует, так как каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает для себя такие критерии. За основу, как правило, берется минимальный численный ценз - количество жителей в населенном пункте.

  Городское население России составляет 73% от общей  его численности. Процесс повышения  роли городов называется урбанизацией. Урбанизация влечет за собой субурбанизацию - рост и развитие вокруг крупных  городов их городов-спутников, которые  формируют агломерации. В настоящее время все более интенсивно идет процесс рурбанизации - распространение городских форм и условий жизни на сельскую местность. В широком смысле слова рурбанизация является составной частью урбанизации.

  Сельское  население России составляет 27%. Размещение сельских поселений зависит от природно-географических факторов, в первую очередь от почвенных и климатических условий. Наиболее высокая концентрация сельского населения в Северо-Кавказском (45,1%) и Центрально-Черноземном (37,4%) экономических районах, где имеются наиболее благоприятные условия для сельскохозяйственного производства.

  Городское и сельское население различается  по демографическим характеристикам. В сельской местности меньше средняя  продолжительность жизни, больше показатели рождаемости и смертности, более высокая доля пожилого населения, что и влияет на повышение смертности населения и уменьшение средней продолжительности жизни.

.                                                      Региональная политика в условиях экономической реформы.

  Распад  СССР, переход без достаточной  подготовки к новой модели политического и экономического устройства и дестабилизирующие факторы унаследованной экономики (как следствие директивного планирования, сыгравшего прежде огромную положительную роль, но превратившегося в тормоз развития) породили в России жесточайший экономический кризис. Он выразился в глубоком падении производства и резкой деформации его структуры (повышение доли торгово-посреднических и других услуг, топливно-энергетического комплекса, снижение доли промышленности и строительства, машиностроительной и легкой отраслей и т. д.), что вызвало серьезное ухудшение социальной обстановки. Разрушительные процессы в экономике превалировали над созидательными. В самом конце 90-х годов наметились тенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействием роста экспорта, ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д. установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. Наиболее объективное представление о сложившейся ситуации, анализ которой используется при выработке региональной политики, дают характеристики региональных уровней экономического и социального развития. Уровни регионального развития экономики принято определять по показателям среднедушевого производства национального дохода, валового внутреннего продукта, валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции и соответствующими территориальными индексами, где базой является среднероссийский уровень. Западная Сибирь и Европейский Север лидируют главным образом из-за форсированного роста нефтяной и газовой отраслей, ориентированных на экспорт, Северный Кавказ попал в разряд сильно депрессивных и отсталых регионов в результате острых межнациональных конфликтов, дестабилизировавших хозяйство. Экономическое положение «благополучных» регионов связано во многом с использованием выгод их специализации, позволяющих повышать цены на выпускаемую продукцию, а не с улучшением хозяйственной деятельности. Бедствующие регионы испытывают влияние сложных условий адаптации к рынку из-за низкого стартового уровня и малоресурсности. Экономическое состояние регионов определяет их социальное положение. Обобщающее представление об этом дает сопоставление полученных доходов с прожиточным минимумом, т. е. покупательная способность денежных доходов. К «богатым» относятся 4 региона - субъекта Федерации с высокой обеспеченностью населения доходами (более 5 прожиточных минимумов в среднем на человека) — Москва, Тюменская область и входящие в нее Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (главные нефтегазодобывающие районы России). Регионы относительно «благополучные» (2-3 прожиточных минимума) включают крупные индустриальные районы на Северо-Западе и Европейском Севере - Санкт-Петербург, Новгородская,

  Мурманская, Вологодская области, республики Карелия  и Коми; в Центре и на Волго-Вятке  — Смоленская, Калужская, Тульская, Орловская области; в Центральном Черноземье — Липецкая, Белгородская области; на Урале и в Сибири - Пермская, Свердловская, Омская, Томская, области, Красноярский край, а также 2 региона Северного Кавказа — Ростовская область и Ставропольский край. Большая часть регионов принадлежит к «неблагополучным». Особенно в тяжелом положении находятся «бедные» регионы (менее 1,5 прожиточного минимума на человека), к которым относятся республики Северного Кавказа; приволжские — Калмыкия и Марий Эл; ряд районов Южной Сибири - Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, а также Дальнего Востока. Все остальные регионы образуют группу «малой обеспеченности» (от 1,5 до 2 прожиточных минимумов), среди которых оказались индустриальные районы, во многом пострадавшие из-за свертывания ВПК — Московская, Ленинградская, Брянская, Воронежская, Волгоградская и др. Две последние группы регионов особенно испытали удары инфляции и социального расслоения.

  К важным индикаторам региональных социальных условий относятся еще два  показателя. Первый — состояние экологии (загрязненность воздуха и воды). Наибольшие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются прежде всего в крупнейших промышленных центрах, сосредоточивающих мощные тепловые электростанции, металлургические и химические заводы. Так, по загрязняющим выбросам на первом месте находятся районы Урала, Восточной и Западной Сибири, на втором - районы Европейского Севера, Центра и Поволжья. Второй показатель — криминогенная обстановка. По числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. жителей первые пять мест занимают районы Дальнего Востока и Забайкалья — Сахалинская область, Бурятия, Еврейская автономная область, Магаданская область и Хабаровский край. Повышенный уровень преступности наблюдается в некоторых районах Сибири и Урала, а также в Приморском крае. Растущая трансформация экономического пространства в период реформ - усиление его социально-экономической неоднородности (разрывов региональных уровней) и ослабления межрегиональных связей — представляет серьезную угрозу территориальной целостности России, ее экономической и национальной безопасности. Преодоление этих разрушительных процессов возможно на путях сближения регионов (прежде всего на основе укрепления экономической базы и активного включения в рынок отстающих регионов), а также форсирования мер интеграции в рамках новой стратегии территориального развития (среди них уже реализованная - создание макрорегиональных комплексов в виде федеральных округов). В новой обстановке сильно сказываются и еще долго сохранятся влияние различных стартовых условий регионов при вхождении в рынок и неоднозначные возможности адаптации к нему. Отсюда необходимость дифференцированного подхода в региональной политике. Для выработки и реализации целенаправленной региональной политики и территориального хозяйственного механизма, в частности, бюджетных трансфертов и государственных региональных программ, а также. проведения регулярного мониторинга социально-экономического состояния возникает потребность в определении различных типов проблемных регионов, т. е. регионов, требующих особого внимания государства ввиду стратегической важности или бедственного положения.

  По  признакам масштабности и периодичности  решения проблем различается интегральная типология тактического и стратегического характера. Первая может быть использована для разработки практических мероприятий, включая механизм регулирования по выходу из кризисных ситуаций, стабилизации экономики и социальной сферы и т. д. на ближайшие годы. В этой связи целесообразно выделить районы опорные, депрессивные, слаборазвитые, самообеспечивающие и т. п. Стратегическая типология регионов предназначена для разработки долговременной политики их социально-экономического развития. В указанных целях следует различать регионы старопромышленного (постиндустриального), переходного («среднего поколения») и осваиваемого типов. Не исключено использование смешанной — тактическо-стратегической типологии. Могут выделяться регионы и по другим признакам, в зависимости от целей типологии. Важное направление типизации — определение регионов применительно к решению отдельных задач экономической реформы. Например, по формам ресурсно-товарного обмена выделяются регионы, осуществляющие преимущественно бартерные связи сплошного и выборочного характера, или по состоянию финансово-бюджетной базы регионы с достаточными и стабильными в основном финансовыми ресурсами и дефицитом их, особенно бюджетных средств. Таким образом, универсальной типологии регионов нет, есть целевая типология. С учетом территориальной дифференциации социально-экономического положения целесообразно проводить региональную  политику применительно к 5 группам достаточно выраженных проблемных регионов России: развитые, депрессивные, слаборазвитые, особые и нового освоения. Кроме того, отдельный тип представляют регионы особо важного стратегического значения.  Каждый из названных типов регионов отличается своим, свойственным ему, комплексом проблем, решение которых требует от федеральных и территориальных органов власти применять дифференцированные подходы к стимулированию экономической активности и оказанию государственной поддержки.                                                                                                                                                           

  Основой типологии является уже рассмотренная  трехзвенная группировка регионов по уровням экономического и социального  развития (выше среднего, среднего и  ниже среднего уровня), которая обобщает особенности их дифференциации. Вторая типологическая группировка детализирует первую и корреспондирует с ней. Определение состава регионов развитого, депрессивного и слаборазвитого типов проводится специальными методами качественного и количественного анализа. Государственная политика выражает стратегическую и тактическую ориентацию многообразной деятельности государства, устанавливает ее основные цели, задачи и направления (политика экономическая, социальная, техническая и т. д.). Глобальной целью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, вытекающей из Концепции долгосрочного развития, выдвигается радикальное улучшение качества жизни населения. Для ее достижения намечается обеспечить приемлемые жизненные стандарты для всех категорий граждан, формирование демократического государства, создание эффективной конкурентоспособной экономики и достойное место России в мировом сообществе.

  Первый  этап (2000—2003 гг.) экономический курс нацеливается на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода. Одним из важных направлений курса - активное содействие социально-экономическому развитию регионов, в том числе снижению дифференциации уровня жизни населения в региональном разрезе.

  Второй  этап (2004—2007 гг.) характеризовался ускоренным развитием на основе достигнутых структурных сдвигов в экономике. Прежде всего максимально возможном ускоренном обновлении материально-технической базы, резком повышении эффективности и конкурентоспособности производства. Для выхода России на адекватные ее потенциалу позиции в мировой экономике необходимо достижение темпов экономического развития, по крайней мере вдвое превышающих среднемировые.

  На  третьем этапе (2008-2015 гг.) приоритетом  устанавливается обеспечение долгосрочного экономического равновесия, характеризующегося стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур экономики. Предполагается, что это станет основой достижения главной цели — ускоренного роста уровня жизни всех слоев населения. Реализация указанных радикальных установок, несомненно, потребует сочетания традиционных, «постепенных» рыночных механизмов с активными «прорывными» методами государственного регулирования экономики, в том числе на региональном Уровне. Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов и всей региональной системы, а также механизм их реализации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

3.doc

— 121.50 Кб (Открыть, Скачать)

30.doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

31.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 89.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 88.00 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 106.50 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 117.00 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

4.doc

— 118.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 89.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 115.50 Кб (Открыть, Скачать)

7.doc

— 96.50 Кб (Открыть, Скачать)

8.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

9.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$18.doc

— 162 байт (Скачать)

Билеты МУ.xls

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Полный отчёт.docx

— 186.29 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы на госы