Шпаргалка по "Теории литературоведении"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".

Работа содержит 45 файлов

В12СуборгавЭПОСЕ.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В14формы высказывания в лирике.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В1ТЛ как наука.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

В2ХОкак форма поэтмышления.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

В.2

Попытка определения.

Эпштейн М.Н. Образ  художественный // Литературный энциклопедичекий словарь. М., 1987. С. 252-257.

         О. х. — “категория эстетики, характеризующая особый, присущий  только искусству способ освоения  и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в худож. произв. (особенно часто — действующее лицо или лит. героя)”.

         “В худож. О. неразрывно слиты  объективно-познавательное и субъективно-творческое  начала <...> Будучи не реальным, а «идеальным» объектом, О. обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и пр. мыслительных конструкций <...> Однако в отличие от абстрактного понятия, О. нагляден, <...> сохраняет чувств. целостность и неповторимость <...> В то же время сама по себе познавательная специфика О. как единства чувств. отражения и обобщающей мысли не определяет его худож. уникальности, ибо в известной мере  присуща и публицистич., морально-прикладным, теоретически-иллюстративным и др. образам”.

         “В отличие от чисто психич. образов фантазии, в худож. О. достигается творч. п р е о б р а ж е н и е реального материала: красок. звуков, слов и т.д., создается единичная “вещь” (текст, картина, спектакль <...>), занимающая свое особое место среди предметов реального мира”.

  

Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976.  

          1) из книги ”Мысль и язык” 

«Наука раздробляет  мир, чтобы сызнова сложить его  в стройную систему понятий; но эта  цель удаляется по мере приближения  к ней, система рушится от всякого не вошедшего в нее факта… Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира; указывая на эту гармонию конкретными своими образами… и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное».

          “...в искусстве общее достояние  всех есть только образ, понимание  коего иначе происходит в каждом  и может состоять только в  неразложенном (действительном и вполне личном) чувстве, какое возбуждается образом” (с. 194-195).

2)“Из записок  по теории словесности” 

«Единству членораздельных  звуков (внешней форме слова) соответствует  внешняя форма поэтического произведения, под коей следует разуметь не одну звуковую, но и вообще словесную форму, знаменательную в своих составных частях…   

«Представлению  в слове соответствует образ (или  известное единство образов) в поэтическом  произведении.

Поэтическому  образу могут быть даны те же названия, которые приличны образу в слове, именно знак, символ, из коего берется представление, внутренняя форма…

 Поэтический  образ служит связью между  внешнею формою и значением» (с. 309-310).

         «Раз созданный образ освобождается  из-под власти художника, являясь чем-то посторонним для него самого… Объясняя свое произведение.., он становится уже в ряды критиков и может ошибаться вместе с ними. Поэтому такие объяснения, стоящие вне самого произведение, бывают иногда не нужны, даже комичны, как подпись под картиной «се лев, не собака»…

Как слово своим  значением побуждает понимающего  создать свое значение, определяя  только направление этого творчества, так поэтический образ в каждом понимающем и в каждом отдельном  случае понимания вновь и вновь  создает себе значение» (с. 330-331).

          3)“Из лекций по теории словесности” 

         “...басня как конкретное явление  мысли, а не отвлечение  состоит  из двух частей: одной — именно  частного случая, к которому она  применяется, который не входит  в состав басни в ее отвлеченном виде, и другой, которая составляет то, что обыкновенно называется басней. Эту последнюю можно назвать образом в обширном смысле слова” (с. 476).

         “...поэтический образ в басне  (и не в одной только басне,  а вообще поэтический образ) есть постоянное сказуемое к переменчивым подлежащим, постоянное объяснение к изменчивому объясняемому. Насколько это может быть общим свойством поэзии — оставим в стороне, но на басне это выясняется превосходно” (с. 484).  

Жирмунский  В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. С. 183-201. (Лекция 10. Некоторые проблемы теории литературы. Познавательная и эмоционально-оценочная функции искусства).

         “Во всяком художественном образе  мы имеем единство индивидуального  и типического. Мы имеем наглядное представление, которое вместе с тем содержит в себе элементы обобщения” (с. 191).

         “То, что образ отражает действительность  в ее конкретном богатстве,  составляет конкретную содержательность  художественного образа <...>  Образ,  сведенный к отвлеченной идее, обедняется” (с. 192-193).

         “Художественные образы — не  пассивное обобщение действительности, они обладают эмоционально-волевыми  элементами, которые позволяют литературе  стать активной  силой в обществе ...” (с. 201).  

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005 (Гл. «Художественный образ. Образ и знак») с. 101-103. Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином "образ" (др.-гр. эйдос-облик, вид). В составе философии и психологии образы - это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.

Ныне в литературоведении укоренились слова "знак" и "знаковость". Они заметно потеснили привычную лексику ("образ", "образность"). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

Знак - это материальный предмет, выступающий как представитель  и заместитель другого, "преднаходимого" предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые  служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

Отечественными  учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в  центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как  феномене прежде всего семиотическом. "Любая реальность, - писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, - вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <...> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры"1.

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три  аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) (91) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы - схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства)2.

Таким образом, понятие "знак" не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых -в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых - при обращении к формам поведения действующих лиц.

Термин «художественный  образ» употребляется в искусствоведении в двух основных значениях. В широком  понимании образом называют специфическую  форму отображения и познания действительности в искусстве, в отличие от тех форм изображения, которыми пользуются, с одной стороны, в науке, с другой - в повседневной практической сфере человеческой жизнедеятельности. В узком понимании образом называют специфическую форму бытия художественного произведения в целом и всех составных его элементов в частности.

(Интернет, определение  с лекции)

Общепринятым  в современном  литературоведении  является определение  художественного  образа, которое дал  однажды Л. Тимофеев: «Образ - это конкретная и в то же время  обобщенная картина человеческой жизни, которая создана с помощью вымысла и имеет эстетичное значение». Данное определение как такое, которое отображает эстетичную суть художественного образа, Л. Тимофеев противопоставляет широко употребляемому, но терминологически не конкретизированному определению образа как обобщенного отображения действительности в форме единичного, индивидуального.

Художественный  образ как форма  отображения действительности.

В основе художественного  образа как специфической  формы отображения действительности лежит первичный, или так называемый чувственный образ. Чувственным образом называют конкретно чувственную данность (явление) предмета отображения, то есть то нормальное представление, в котором отображается реальность, появляется, говоря словами М. Чернышевского, не в форме мысли о ней, а в форме самой жизни, наглядно, такой, какой мы ее видим или могли бы увидеть, воспринимая непосредственно. Чувственный образ в художественном произведении - это то, что в нем непосредственно, конкретно изображено со всеми его подробностями - совокупность тех индивидуальных предметных признаков (нахождение в пространстве и времени, форма, величина, цвет, способ действия, и т. п.), которые очерчивают его в нашем сознании. Конкретно чувственная основа, с одной стороны, отличает художественный образ от такой формы отображения, как схема, в которой отображенная жизнь теряет свои живые черты и схематизируется, с другой стороны, роднит его с той обычной формой отображения действительности, которой мы пользуемся в быту, в нашем повседневном общении. Говоря о чем-то, выражая какие-то мнения, мы, чаще всего, не абстрагируемся от их конкретно чувственного содержания, не будем схематизировать их, а держим в памяти и пытаемся изложить в виде в большей или меньшей степени живого представления. 

От  повседневных форм представления  действительности художественный образ, во-первых, отличается своей эмоциональностью, точнее установкой на подчеркнуто эмоциональный  характер выражения  той мысли, формой проявления которой  является чувственный образ. Во-вторых, от обычного представления художественный образ отличается обобщенностью своего содержания. Художественный образ - это не копия действительности, это узко фотографическое, натуралистическое ее воссоздание, которое имеет место, скажем, в газетных репортажах или произведениях документального характера. В искусстве чувственный образ ценен не сам по себе, не как прямое и максимально полное отображение действительности, а в той мере, в которой он способен олицетворять собой какой-то более обще, чем конкретная фактология, содержание. Отображение в чувственном образе действительности таким образом появляется в искусстве как форма выражения такой идеи, которая обобщает, расширяет конкретно чувственное содержание единично поданного факта. 

Используя научную терминологию, можно сказать, что  конкретно чувственная  форма единичного в искусстве служит средством воплощения общего. Один из искусствоведов, О. Андреев, так разъясняет это положение  на материале живописи: «Возьмем, например, - пишет он, - картину П. Брейгеля „Слепые”: на ней изображенные люди, которые медленно бредут цепочкой держась за плечо товарища, который идет впереди. Передний из них, споткнувшись, падает и тянет за собой следующего. Зритель видит: еще одно мгновение и всю цепочку постигнет та же судьба. Живописец показал здесь, казалось бы, конкретную, единичную, бытовую сцену. Однако это лишь самый элементарный уровень прочтения содержания картины. Более глубокое проникновение к ее содержанию дает возможность истолковать брейгелевских слепых как определенный обобщенный символ - образ человечества, которое не знает и не видит, куда оно идет». Художественный образ как специфическая форма отображения действительности отличается не только от повседневных представлений, но и от той формы выражения мира, которой пользуется наука, а именно - понятийной. Как и художественный образ, научное понятие принадлежит к вторичным формам отображения действительности. Подобно художественному образу понятия отличаются от повседневных представлений мерой обобщенности своего идейного содержания. Однако, в отличие от художественного образа, в котором предмет отображения воспроизводится в его чувственном образе, понятие, отображая предмет, абстрагируется, то есть отходит от его единичной, конкретно чувственной формы. Если в художественном образе общее, то есть совокупность тех существенных отличительных черт, которые характеризуют определенный класс объектов, подается в форме индивидуального, конкретно чувственного, - в форме самой жизни, то в понятии общее появляется в форме мысли, а точнее в форме ряда логично взаимосвязанных мыслей о существенных и отличительных признаках отображаемого предмета. 

В3проблемы художестенного вымысла.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

В4худлиткак хедиснвто полный.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

В4Художественная литературакак единство кратко.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В5Худречьееотличияот обыденной.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

В8ПВО.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

В9Мотив.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

В18проблема литрода.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

В20лирика.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

В19эпос.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

В21драма.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

В17система персонажей.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

В16трагическое.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В6метафора.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

основное в стихосложении.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В11проблема автора.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В13неавторское слово в произведении.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

В10детальПортретПейзаж.doc

— 117.50 Кб (Открыть, Скачать)

В15 комическое.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

В7система стихосложения в руспоэзии в диохрании.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

В22 Проблема жанра КоассификацАспект.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В23проблема жанраГЕНЕТИКО.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В24ЛИтпроцессЕгостадиальность.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

В25Лит и Общ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В26проблемы худВосприятия.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

В27барокко и классицизм.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

В28Просвещение и сентиментализм.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В29романтизм.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

В30проблема реализма.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В31модернизм.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В32постмодернизм.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

В33литПРОЦЕСС 20 в.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

В34Мифологическая школа.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

В35 културно-историческая школа.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В36сравнительно-исторический метод.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В37Психологический метод.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

В38социологическое литературоведение.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В39формализм.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

В40структурализм.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В41Герменевтика и постструктурализм.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

В42 Методология современного литературоведения.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Еще о классицизме.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории литературоведении"