Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
В.2
Попытка определения.
Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедичекий словарь. М., 1987. С. 252-257.
О. х. — “категория эстетики,
характеризующая особый, присущий
только искусству способ
“В худож. О. неразрывно слиты
объективно-познавательное и
“В отличие от чисто психич. образов фантазии, в худож. О. достигается творч. п р е о б р а ж е н и е реального материала: красок. звуков, слов и т.д., создается единичная “вещь” (текст, картина, спектакль <...>), занимающая свое особое место среди предметов реального мира”.
Потебня А.А. Эстетика
и поэтика. М.,1976.
1) из книги ”Мысль и язык”
«Наука раздробляет мир, чтобы сызнова сложить его в стройную систему понятий; но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система рушится от всякого не вошедшего в нее факта… Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира; указывая на эту гармонию конкретными своими образами… и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное».
“...в искусстве общее
2)“Из записок по теории словесности”
«Единству членораздельных звуков (внешней форме слова) соответствует внешняя форма поэтического произведения, под коей следует разуметь не одну звуковую, но и вообще словесную форму, знаменательную в своих составных частях…
«Представлению в слове соответствует образ (или известное единство образов) в поэтическом произведении.
Поэтическому образу могут быть даны те же названия, которые приличны образу в слове, именно знак, символ, из коего берется представление, внутренняя форма…
Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением» (с. 309-310).
«Раз созданный образ
Как слово своим
значением побуждает
3)“Из лекций по теории
“...басня как конкретное
“...поэтический образ в басне
(и не в одной только басне,
а вообще поэтический образ) есть
постоянное сказуемое к переменчивым
подлежащим, постоянное объяснение к изменчивому
объясняемому. Насколько это может быть
общим свойством поэзии — оставим в стороне,
но на басне это выясняется превосходно”
(с. 484).
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. С. 183-201. (Лекция 10. Некоторые проблемы теории литературы. Познавательная и эмоционально-оценочная функции искусства).
“Во всяком художественном
“То, что образ отражает
“Художественные образы — не
пассивное обобщение
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005 (Гл. «Художественный образ. Образ и знак») с. 101-103. Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином "образ" (др.-гр. эйдос-облик, вид). В составе философии и психологии образы - это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.
Ныне в литературоведении укоренились слова "знак" и "знаковость". Они заметно потеснили привычную лексику ("образ", "образность"). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.
Знак - это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, "преднаходимого" предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.
Отечественными учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как феномене прежде всего семиотическом. "Любая реальность, - писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, - вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <...> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры"1.
Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) (91) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).
Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы - схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства)2.
Таким образом, понятие "знак" не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых -в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых - при обращении к формам поведения действующих лиц.
Термин «художественный
образ» употребляется в
(Интернет, определение с лекции)
Общепринятым в современном литературоведении является определение художественного образа, которое дал однажды Л. Тимофеев: «Образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, которая создана с помощью вымысла и имеет эстетичное значение». Данное определение как такое, которое отображает эстетичную суть художественного образа, Л. Тимофеев противопоставляет широко употребляемому, но терминологически не конкретизированному определению образа как обобщенного отображения действительности в форме единичного, индивидуального.
Художественный образ как форма отображения действительности.
В
основе художественного
образа как специфической
формы отображения
действительности лежит
первичный, или так называемый
чувственный образ.
Чувственным образом
называют конкретно
чувственную данность (явление)
предмета отображения,
то есть то нормальное
представление, в котором
отображается реальность,
появляется, говоря
словами М. Чернышевского,
не в форме мысли о ней,
а в форме самой жизни,
наглядно, такой, какой
мы ее видим или могли
бы увидеть, воспринимая
непосредственно. Чувственный
образ в художественном
произведении - это то,
что в нем непосредственно,
конкретно изображено
со всеми его подробностями -
совокупность тех индивидуальных
предметных признаков (нахождение
в пространстве и времени,
форма, величина, цвет,
способ действия, и т.
п.), которые очерчивают
его в нашем сознании.
Конкретно чувственная
основа, с одной стороны,
отличает художественный
образ от такой формы
отображения, как схема,
в которой отображенная
жизнь теряет свои живые
черты и схематизируется,
с другой стороны, роднит
его с той обычной формой
отображения действительности,
которой мы пользуемся
в быту, в нашем повседневном
общении. Говоря о чем-то,
выражая какие-то мнения,
мы, чаще всего, не абстрагируемся
от их конкретно чувственного
содержания, не будем
схематизировать их,
а держим в памяти и
пытаемся изложить в
виде в большей или меньшей
степени живого представления.
От
повседневных форм представления
действительности художественный
образ, во-первых, отличается
своей эмоциональностью,
точнее установкой на
подчеркнуто эмоциональный
характер выражения
той мысли, формой
проявления которой
является чувственный
образ. Во-вторых, от
обычного представления
художественный образ
отличается обобщенностью
своего содержания.
Художественный образ -
это не копия действительности,
это узко фотографическое,
натуралистическое
ее воссоздание, которое
имеет место, скажем,
в газетных репортажах
или произведениях документального
характера. В искусстве
чувственный образ ценен
не сам по себе, не как
прямое и максимально
полное отображение
действительности, а
в той мере, в которой
он способен олицетворять
собой какой-то более
обще, чем конкретная
фактология, содержание.
Отображение в чувственном
образе действительности
таким образом появляется
в искусстве как форма
выражения такой идеи,
которая обобщает, расширяет
конкретно чувственное
содержание единично
поданного факта.
Используя
научную терминологию,
можно сказать, что
конкретно чувственная
форма единичного
в искусстве служит
средством воплощения
общего. Один из искусствоведов,
О. Андреев, так разъясняет
это положение
на материале живописи:
«Возьмем, например, -
пишет он, - картину
П. Брейгеля „Слепые”:
на ней изображенные
люди, которые медленно
бредут цепочкой держась
за плечо товарища, который
идет впереди. Передний
из них, споткнувшись,
падает и тянет за собой
следующего. Зритель
видит: еще одно мгновение
и всю цепочку постигнет
та же судьба. Живописец
показал здесь, казалось
бы, конкретную, единичную,
бытовую сцену. Однако
это лишь самый элементарный
уровень прочтения содержания
картины. Более глубокое
проникновение к ее
содержанию дает возможность
истолковать брейгелевских
слепых как определенный
обобщенный символ -
образ человечества,
которое не знает и не
видит, куда оно идет».
Художественный образ
как специфическая форма
отображения действительности
отличается не только
от повседневных представлений,
но и от той формы выражения
мира, которой пользуется
наука, а именно - понятийной.
Как и художественный
образ, научное понятие
принадлежит к вторичным
формам отображения
действительности. Подобно
художественному образу
понятия отличаются
от повседневных представлений
мерой обобщенности
своего идейного содержания.
Однако, в отличие от
художественного образа,
в котором предмет отображения
воспроизводится в его
чувственном образе,
понятие, отображая
предмет, абстрагируется,
то есть отходит от его
единичной, конкретно
чувственной формы.
Если в художественном
образе общее, то есть
совокупность тех существенных
отличительных черт,
которые характеризуют
определенный класс
объектов, подается
в форме индивидуального,
конкретно чувственного, -
в форме самой жизни,
то в понятии общее появляется
в форме мысли, а точнее
в форме ряда логично
взаимосвязанных мыслей
о существенных и отличительных
признаках отображаемого
предмета.