Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 32. Постмодернизм. Особенности его поэтики.
Вошедший в
оборот в шестидесятые годы, в чисто
историческом значении он относится
к культуре Запада после Второй мировой
войны, к постиндустриальному
Модернизм - Постмодернизм
Романтизм, символизм - Бессмыслица
Форма (последовательная, завершенная) - Антиформа (прерывистая, открытая)
Целенаправленность - Игра
Замысел - Случайность
Иерархия - Анархия
Мастерство / логос - Усталость / молчание
Законченное произведение искусства - Процесс /перформанс/ хэппенинг
Дистанция - Соучастие
Творчество / синтез - Разложение / деконструкция
Присутствие - Отсутствие
Центрирование - Рассеивание
Жанр / границы - Текст / интертекст
Семантика - Риторика
Парадигма - Синтагма
Метафора - Метонимия
Отбор - Комбинирование
Обозначаемое - Обозначающее
Представители
в литературе: Умберто Эко (итал)
"Имя РОзы", Маркес, Борхес, частично
Набоков ("Лолита"),Венедикт Ерофеев
(Москва-Петушки), Саша Соколов (Школа для
дураков), Пелевин,
Основные особенности
Из лекций: Постмодернизм можно обозначить как реакцию на утопическое сознание 20 века. Разочарование людей во всем. Постмодернизм – самый потребовательный метод. Постмодернизм отрицает традиционное гуманистическое общество и настаивают на искусстве для искусства. Вся история человечества – история насилия, крови и лжи. Нет места религии. Отсюда всеобщий плюролизм, отмена норм, реальность понимается как пустой текст. Симулякр – озночающее без означаемого, определение без предмета. (Потемкинские деревни, отправляют на Афган – а зачем это, непонятно, сов.время Сталин говорит, что все хорошо, а мелке деревни погибают с голода). Ответ на ту историческую реакцию явился в постмодернизма. Бессмысленные знания. Границы между реальностью и текстом размываются, смеживаются, нарушаются и представление о постмодернизме как мире. Модель мира (пространство и время) – не традиционное древо, а ризома – отсутствие центра. Человек не является центром мира. Гипертекст – идеал в постмод., текст, возведенный в рамках мира, реальности. Приоритет текста.
Интерес к виртуальной
реальности, человек – машинопоклонник.
(Пелевин, С.Соколов “Школа дураков”).
Из интернета:
Рассмотрим часть
составляющих постмодернистской парадигмы:
• деканонизация
всех канонов и всех официальных
условностей, ироническая переоценка
ценностей;
• размытость жестких
бинарных оппозиций; пристрастие к
технике бриколлажа, или цитатного
совмещения несовместимого;
• отказ от традиционного
«я», стирание личности, подчеркивание
множественности «я»;
• гибридизация,
мутантное изменение жанров, порождающее
новые формы;
• карнавализация
как признание имманентности
смеха, «веселой относительности» предметов,
как участие в диком беспорядке жизни;
• метаязыковая
игра, игра в текст, игра с текстом,
игра с читателем, игра со сверхтекстом,
театрализация текста;
• игровое освоение
Хаоса;
• интертекстуальность,
опора на всю историю человеческой
культуры и ее переосмысление;
• плюрализм
культурных языков, моделей, стилей, используемых
как равноправные;
• выявление
плюралистического типа мышления с
его раскрепощающим характером, ориентирующего
на приятие жизненного богатства
и разнообразия;
• дву- или многоуровневая
организация текста, рассчитанная на
элитарного и массового читателя
одновременно, использование жанровых
кодов как массовой, так и элитарной литературы,
научного исследования и т. п.; сочетание
развлекательности и сверхэрудированности;
• ориентация на множественность интерпретаций текста;
• явления авторской
маски, «смерти автора»;
• принцип читательского
сотворчества, создание нового типа читателя;
• универсализирующий
принцип изображения;
• множественность
смыслов и точек зрения;
• использование
приема «двойного кодирования»;
• принципиальная
асистематичность, незавершенность, открытость
конструкции;
• использование
принципа ризомы.
Теоретики постмодернизма
утверждают, что постмодернизм отвергает
свойственные модернизму элитарность
и формальное экспериментаторство,
трагизм в переживании
Та же исчерпанность бунта, усталость характеризует отношение постмодернистов к традиции. Они не отвергают ее напрочь, как их предшественники: писателя-постмодерниста можно сравнить с покупателем в супермаркете мировой истории и мировой литературы, который катит свою тележку по проходам, поглядывая по сторонам и сваливая в нее все, что привлекает его внимание или любопытство. Постмодернизм — продукт столь поздней стадии развития западной цивилизации, когда уже "все сказано" и новые идеи в литературе невозможны;