Шпаргалка по "Теории литературоведении"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".

Работа содержит 45 файлов

В12СуборгавЭПОСЕ.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В14формы высказывания в лирике.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В1ТЛ как наука.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

В2ХОкак форма поэтмышления.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

В3проблемы художестенного вымысла.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

В4худлиткак хедиснвто полный.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

В4Художественная литературакак единство кратко.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В5Худречьееотличияот обыденной.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

В8ПВО.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

В9Мотив.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

В18проблема литрода.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

В20лирика.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

В19эпос.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

В21драма.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

В17система персонажей.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

В16трагическое.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В6метафора.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

основное в стихосложении.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В11проблема автора.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В13неавторское слово в произведении.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

В10детальПортретПейзаж.doc

— 117.50 Кб (Открыть, Скачать)

В15 комическое.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

В7система стихосложения в руспоэзии в диохрании.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

В22 Проблема жанра КоассификацАспект.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В23проблема жанраГЕНЕТИКО.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В24ЛИтпроцессЕгостадиальность.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

В25Лит и Общ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В26проблемы худВосприятия.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

В27барокко и классицизм.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

В28Просвещение и сентиментализм.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В29романтизм.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

В30проблема реализма.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В31модернизм.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В32постмодернизм.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Вопрос 32. Постмодернизм. Особенности его поэтики.

Вошедший в  оборот в шестидесятые годы, в чисто  историческом значении он относится  к культуре Запада после Второй мировой  войны, к постиндустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций. литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Как это часто случается с «изобретенной» в 20 в. приставкой «пост», термин постмодернизм указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Таким образом, уже в самом понятии постмодернизм отразилась двойственность (амбивалентность) породившего его времени. Таблица противопоставлений модернизма и постмодернизма (из работы американсвого ученого И. Хассана "Культура постмодернизма":

Модернизм   - Постмодернизм

Романтизм, символизм - Бессмыслица

Форма (последовательная, завершенная) - Антиформа (прерывистая, открытая)

Целенаправленность - Игра

Замысел - Случайность

Иерархия - Анархия

Мастерство / логос  - Усталость / молчание

Законченное произведение искусства - Процесс /перформанс/ хэппенинг

Дистанция  - Соучастие

Творчество / синтез  - Разложение / деконструкция

Присутствие -  Отсутствие

Центрирование - Рассеивание

Жанр / границы - Текст / интертекст

Семантика - Риторика

Парадигма - Синтагма

Метафора - Метонимия

Отбор - Комбинирование

Обозначаемое - Обозначающее

Представители в литературе: Умберто Эко (итал) "Имя РОзы", Маркес, Борхес, частично Набоков ("Лолита"),Венедикт Ерофеев (Москва-Петушки), Саша Соколов (Школа для дураков), Пелевин,  

Основные особенности

Из лекций: Постмодернизм  можно обозначить как реакцию  на утопическое сознание 20 века. Разочарование  людей во всем. Постмодернизм – самый потребовательный метод. Постмодернизм отрицает традиционное гуманистическое общество и настаивают на искусстве для искусства. Вся история человечества – история насилия, крови и лжи. Нет места религии. Отсюда всеобщий плюролизм, отмена норм, реальность понимается как пустой текст. Симулякр – озночающее без означаемого, определение без предмета. (Потемкинские деревни, отправляют на Афган – а зачем это, непонятно, сов.время Сталин говорит, что все хорошо, а мелке деревни погибают с голода). Ответ на ту историческую реакцию явился в постмодернизма. Бессмысленные знания. Границы между реальностью и текстом размываются, смеживаются, нарушаются и представление о постмодернизме как мире. Модель мира (пространство и время) – не традиционное древо, а ризома – отсутствие центра. Человек не является центром мира. Гипертекст – идеал в постмод., текст, возведенный в рамках мира, реальности. Приоритет текста.

Интерес к виртуальной  реальности, человек – машинопоклонник. (Пелевин, С.Соколов “Школа дураков”).  

Из интернета:

Рассмотрим часть  составляющих постмодернистской парадигмы: 

• деканонизация  всех канонов и всех официальных  условностей, ироническая переоценка ценностей; 

• размытость жестких  бинарных оппозиций; пристрастие к  технике бриколлажа, или цитатного совмещения несовместимого; 

• отказ от традиционного  «я», стирание личности, подчеркивание  множественности «я»; 

• гибридизация, мутантное изменение жанров, порождающее  новые формы; 

• карнавализация как признание имманентности  смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком беспорядке жизни; 

• метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста; 

• игровое освоение Хаоса; 

• интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление; 

• плюрализм  культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные; 

• выявление  плюралистического типа мышления с  его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного богатства  и разнообразия; 

• дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т. п.; сочетание развлекательности и сверхэрудированности; 

• ориентация на множественность интерпретаций  текста;

• явления авторской  маски, «смерти автора»; 

• принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя; 

• универсализирующий принцип изображения; 

• множественность  смыслов и точек зрения; 

• использование  приема «двойного кодирования»; 

• принципиальная асистематичность, незавершенность, открытость конструкции; 

• использование  принципа ризомы. 

Теоретики постмодернизма утверждают, что постмодернизм отвергает  свойственные модернизму элитарность  и формальное экспериментаторство, трагизм в переживании отчуждения. Если модернизм был дегуманизацией искусства, постмодернизм переживает дегуманизацию планеты, конец истории, конец человека. Если Джойс, Кафка и Пруст — всесильные хозяева создаваемых ими художественных миров, они еще верят в возможность слова выразить существенную истину о состоянии человека, в вечное существование совершенного произведения искусства, то художник-постмодернист знает, что слово и язык субъективны и в лучшем случае способны отразить какие-то моменты индивидуальной точки зрения, а книга, купленная в киоске аэропорта, будет прочитана за время рейса, оставлена при выходе из самолета, и вряд ли читатель о ней когда-нибудь вспомнит. Модернистская литература все еще изображала трагедию земного существования личности, то есть в ней сохранялось героическое начало; писатель-постмодернист выражает усталость человека от жизненной борьбы, пустоту существования. Короче говоря, в эпоху модернизма искусство слова еще сохраняло высокий ценностный статус в обществе, художник еще мог ощущать себя творцом и пророком, а в постмодернизме искусство становится необязательным, анархическим, насквозь ироничным. В основании литературы постмодернизма лежит понятие игры, далеко ушедшее от романтической иронии. Игра в постмодернизме заполоняет все и поглощает саму себя, ведет к утрате цели и смысла игры. Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живем в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демократиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тотальному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления. Утрачивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции. Становится невозможно отличить важное от неважного, выделить главный смысл любого понятия. Идею отсутствия абсолютов, конечных истин, идею о том, что действительность дана нам только в различиях между ее явлениями, наиболее последовательно развивали французские постструктуралисты Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и Франсуа Лиотар. Эти философы проповедовали отказ от всей традиции классической философии, пересмотр всей системы научного знания, и их необычайно сложным, "прорывным" работам окончательную оценку еще даст время. 

Та же исчерпанность  бунта, усталость характеризует отношение постмодернистов к традиции. Они не отвергают ее напрочь, как их предшественники: писателя-постмодерниста можно сравнить с покупателем в супермаркете мировой истории и мировой литературы, который катит свою тележку по проходам, поглядывая по сторонам и сваливая в нее все, что привлекает его внимание или любопытство. Постмодернизм — продукт столь поздней стадии развития западной цивилизации, когда уже "все сказано" и новые идеи в литературе невозможны;

В33литПРОЦЕСС 20 в.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

В34Мифологическая школа.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

В35 културно-историческая школа.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В36сравнительно-исторический метод.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В37Психологический метод.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

В38социологическое литературоведение.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В39формализм.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

В40структурализм.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В41Герменевтика и постструктурализм.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

В42 Методология современного литературоведения.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Еще о классицизме.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории литературоведении"