Шпаргалка по "Теории литературоведении"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".

Работа содержит 45 файлов

В12СуборгавЭПОСЕ.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В14формы высказывания в лирике.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В1ТЛ как наука.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

В2ХОкак форма поэтмышления.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

В3проблемы художестенного вымысла.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

В4худлиткак хедиснвто полный.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

В4Художественная литературакак единство кратко.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В5Худречьееотличияот обыденной.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

В8ПВО.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

В9Мотив.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

В18проблема литрода.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

В20лирика.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

В19эпос.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

В21драма.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

В17система персонажей.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

В16трагическое.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В6метафора.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

основное в стихосложении.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В11проблема автора.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В13неавторское слово в произведении.doc

— 60.50 Кб (Открыть, Скачать)

В10детальПортретПейзаж.doc

— 117.50 Кб (Открыть, Скачать)

В15 комическое.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

В7система стихосложения в руспоэзии в диохрании.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

В22 Проблема жанра КоассификацАспект.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В23проблема жанраГЕНЕТИКО.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

В24ЛИтпроцессЕгостадиальность.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Вопрос 24. Литературный процесс и его стадиальность.

Литературное  развитие обладает своими закономерностями. Они отражены в системе понятий, группирующихся вокруг основного понятия  – “литературный процесс”.Сдвиги в сфере художественного сознания происходят, как правило, при смене социально-экономических формаций или в периоды революционных потрясений. Основные вехи истории европейского искусства – античность, Средневековье, Возрождение (Ренессанс), Барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм. Экономический и социальный строй влияет на литературный процесс через идеологию. 

Литературный  процесс в каждую историческую эпоху  включает в себя социально, идеологически  и эстетически неоднородные (разнокачественные) литературно-художественные произведения – от высоких образцов до эпигонской, бульварной или массовой литературы. Кроме того, в него входят и формы общественного бытования произведений искусства слова: публикации, издания, литературная критика, эпистолярная литература и мемуары. 

Важнейшей закономерностью литературного процесса выступает появление новых эстетических идей, новых критериев художественности, которые свидетельствуют об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом, т. к. содержит в себе общечеловеческое.

Литературный  процесс - во-первых, литературная жизнь  определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) - синхронический аспект и, во-вторых, многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе - диахронический аспект - рассматривает сравнительно-историческая школа. 
 

В лит-ре можно  выделить определенные пласты лит-ры:

1. произведения  высокого ряда (классическая лит-ра, образцы).

2.беллетристика

3. массовая лит-ра (русск.), тривиальная (немец), паралитература (франц). 

Произведения  высокого ряда (классическая литература):

Писатели этого  ряда дают принципиально новый взгляд на мир и человека - то, о чем  до них никто не говорил (н-р, Дон  Кихот, Дамбровский "Факультет ненужных вещей", Данте "Божественная комедия", Гете и т.д).Класс-кой принято наз-ть те лит.пр-ия, к-рые преодолели нац.и времен.пороги и сумели стать навеки всеобщим достоянием челов.к-ры. Сч-ся,необх-мо для причисл-ия к высш.разряду писателей создать свой особен.оригин. худ. мир.,выразить свою фил-фию жизни.

За словом  «классический» стоит представл-ие  о порядке,гормонии,мере. Худ.классика поним-ся как представл-ие о значительности, масштабности, образцовости пр-ий. Д.С.Мережковский наз-т класс-ков «вечными спутниками челов-ва» Лит.кл-ка представл-т собой совок-сть пр-ий первого ряда.Классику иногда характ-т как канонизированную лит-ру,приписывая ей тем самым неподвижность,омертвелость.Репутация пис-ля клас-ка не созд-ся чьими-то решениями,а возн-т стихийно,форм-ся интересами и мнениями читающей публики на протяж. длит.времени. В составе лит.кл-ов различимы авторы,к-рые обрели всемирную непреходящую значимость(Гомер,Гете,Данте,Шекспир,Дост.),и национальные кл-ки-пис-ли,имеющ.наибольш.авторитетность в лит.отдельных народов(Грибоедов,Пушкин,Крылов). 

Беллетристика: это питательный слой для высокой  литры, граница между ними зыбка (Н-р, творчесвто Жуль Верна, Куприна, Майн Рида и др. в свою эпоху для  современников считались классиками).. В состав б-ки вх-т круг пр-ий,не обладающ.масштабностью,но обсуждающие проблемы своей страны и эпохи,отвечающие дух.и интеллект.запросам совр-ков,иногда и потомков(н-р,р-ны,пов-ти и рас-зы Немировича-Данченко) Б-ка м.содержать в себе оригинальность и новизну,а м.б. подражательной и эпигонской(нетворческое следование традицион.образцам)(н-р,1-ые пр-ия Гоголя «Ганс Кюхельгартен») Известны случаи,когда б-ка по воле власти на к-то время возвод-сь в ранг классики( «Как закалялась сталь» Остр., «Разгром» и «Мол.гв.»Фадеева) Наряду с б-кой широко бытуют пр-ия,созданные с установкой на развлек-ть,на легкое и бездумное чтение. Эта ветвь б-ки тяготеет к авантюрности,но отл-ся от безликой мас.продкуции. В ней всегда присут-т авт.индивид-сть(Агата Кристи,Конан-Дойль,Ж.Симеон) Б-ка как срединная сфера лит.тв-ва тесно соприк-ся как с «верхом»,так и с «низом» л-ры. 

Массовая лит-ра: имеет большое влияние на читателя (детективы и др) - проявляется  и на уровне содержания, клешированный  язык.Словосоч.  «массовая л-ра»  им-т разн.знач-ия. В шир.смысле это  все то в л-ре,что не получило выс.оценки худ-но образованной публики:либо вызвало негативное отн-ие,либо осталось ею незамеченным. Т-же мас.л-ра- это совок-сть популярн.пр-ий, к-рые рассчитаны на чит-ля,не приобщенного к худ.л-ре,невзыскательного,не желающего либо не способного самост.мыслить и по дост-ву оценивать пр-ия,ищущего в п печ.продукции гл.обр.развлечение. Также мас.л-ры наз-т парали-рой.Она обслуж-т чит-ля,чьи понятия о жизн.ценностях,о добре и зле исчерпыв-ся примитивн.стериотипами,тяготеют к обшепризнанным стандартам. Обычно в такой л-ре отсут-т ярко выражен.х-ры,но это замен-ся динамично развив-ся сюжетом,обилием невероятных,фант.,почти сказачн.происшествий.(н-р,множ-во книг о приключениях Анжелики) Парал-ра стрем-ся убедить чит-ля в достоверности изображаемого. Парал-ра-это продукт индустрии,детище рынка. В Герм,н-р,созд-ие такой л-ры поставлено на конвейер. Мас.л-ра вызыв-т к себе негативное отн-е больш-ва представителей худ-образованных слоев,литераторов. На ее защиту встает америк.ученый Д.Кавелти,к-рый в своей монографии пишет о том,что мас л-ра,хоть и тяготеет к стериотипам,но в ней есть и глубоки и емкие смыслы. Его теория не лишена смысла.  

Уровни литературного  процесса:

1.Региональный - нект понимают эту литру как  местную (лит-ра Кузбасса и  др). У Хализева - это романоязычные,  англоязычные и др.

2.Зональный - несколько регионов (Писатели Сибири, Нижнего Поволжья и т.д).

3. Национальный.

Этот вопрос является спорным.

Таким образом, можно сказать о том, что и  пласты и уровни лит-го процесса можно  рассматривать с точки зрения как диахронии, так и синхронии  (Н-р, нац литра - диахрония - ее развития с древних времен(древнерусская) до современности, ее особенности и закономерности., с синхронии мы можем рассматривать нац лит-ру как определенного периода (н-р, Серебряный век и его особенности). 

Стадии лит-го процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам, истории человечества, кт с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко - в романских

Стадии лит-го процесса:

1. Архаический  период (древние литературы).

2.Традиционализм (средневековые литературы)

3.творчески-инициативный  период (литература Нового времени). 

1. архаическая  стадия до сер.1 тыс. До н.э.  для нее характерна мифопоэтическое  художественное сознание.Широкое  бытование анонимности. Произведения  внехудожественных функций (религиозно-культовой и ритуальной, информативной и деловой), преобладание словесного творчества над письменностью. В этот период нет рефлексии, нет теории, критики и программ.

2. Все это  появляется лишь на второй  стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра».писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.

3. В Новое  время литра эмансипируется в  качестве явления собственно  художественного; письменность становится  доминирующей формой словесного  искусства; активизируется открытое  индивидуальное авторство; литературное  развитие обретает гораздо больший динамизм. На третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью». 

В25Лит и Общ.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В26проблемы худВосприятия.doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

В27барокко и классицизм.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

В28Просвещение и сентиментализм.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В29романтизм.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

В30проблема реализма.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

В31модернизм.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

В32постмодернизм.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

В33литПРОЦЕСС 20 в.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

В34Мифологическая школа.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

В35 културно-историческая школа.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В36сравнительно-исторический метод.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

В37Психологический метод.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

В38социологическое литературоведение.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

В39формализм.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

В40структурализм.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

В41Герменевтика и постструктурализм.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

В42 Методология современного литературоведения.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Еще о классицизме.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории литературоведении"