Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 24. Литературный процесс и его стадиальность.
Литературное
развитие обладает своими закономерностями.
Они отражены в системе понятий,
группирующихся вокруг основного понятия
– “литературный процесс”.
Литературный
процесс в каждую историческую эпоху
включает в себя социально, идеологически
и эстетически неоднородные (разнокачественные)
литературно-художественные произведения
– от высоких образцов до эпигонской,
бульварной или массовой литературы. Кроме
того, в него входят и формы общественного
бытования произведений искусства слова:
публикации, издания, литературная критика,
эпистолярная литература и мемуары.
Важнейшей закономерностью литературного процесса выступает появление новых эстетических идей, новых критериев художественности, которые свидетельствуют об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом, т. к. содержит в себе общечеловеческое.
Литературный
процесс - во-первых, литературная жизнь
определенной страны и эпохи (во всей
совокупности ее явлений и фактов)
- синхронический аспект и, во-вторых, многовековое
развитие литературы в глобальном, всемирном
масштабе - диахронический аспект - рассматривает
сравнительно-историческая школа.
В лит-ре можно выделить определенные пласты лит-ры:
1. произведения высокого ряда (классическая лит-ра, образцы).
2.беллетристика
3. массовая лит-ра
(русск.), тривиальная (немец), паралитература
(франц).
Произведения высокого ряда (классическая литература):
Писатели этого ряда дают принципиально новый взгляд на мир и человека - то, о чем до них никто не говорил (н-р, Дон Кихот, Дамбровский "Факультет ненужных вещей", Данте "Божественная комедия", Гете и т.д).Класс-кой принято наз-ть те лит.пр-ия, к-рые преодолели нац.и времен.пороги и сумели стать навеки всеобщим достоянием челов.к-ры. Сч-ся,необх-мо для причисл-ия к высш.разряду писателей создать свой особен.оригин. худ. мир.,выразить свою фил-фию жизни.
За словом
«классический» стоит представл-ие
о порядке,гормонии,мере. Худ.классика
поним-ся как представл-ие о значительности,
масштабности, образцовости пр-ий. Д.С.Мережковский
наз-т класс-ков «вечными спутниками челов-ва»
Лит.кл-ка представл-т собой совок-сть
пр-ий первого ряда.Классику иногда характ-т
как канонизированную лит-ру,приписывая
ей тем самым неподвижность,омертвелость.
Беллетристика:
это питательный слой для высокой
литры, граница между ними зыбка
(Н-р, творчесвто Жуль Верна, Куприна, Майн
Рида и др. в свою эпоху для
современников считались
Массовая лит-ра:
имеет большое влияние на читателя
(детективы и др) - проявляется
и на уровне содержания, клешированный
язык.Словосоч. «массовая л-ра»
им-т разн.знач-ия. В шир.смысле это
все то в л-ре,что не получило выс.оценки
худ-но образованной публики:либо вызвало
негативное отн-ие,либо осталось ею незамеченным.
Т-же мас.л-ра- это совок-сть популярн.пр-ий,
к-рые рассчитаны на чит-ля,не приобщенного
к худ.л-ре,невзыскательного,не желающего
либо не способного самост.мыслить и по
дост-ву оценивать пр-ия,ищущего в п печ.продукции
гл.обр.развлечение. Также мас.л-ры наз-т
парали-рой.Она обслуж-т чит-ля,чьи понятия
о жизн.ценностях,о добре и зле исчерпыв-ся
примитивн.стериотипами,
Уровни литературного процесса:
1.Региональный - нект понимают эту литру как местную (лит-ра Кузбасса и др). У Хализева - это романоязычные, англоязычные и др.
2.Зональный - несколько регионов (Писатели Сибири, Нижнего Поволжья и т.д).
3. Национальный.
Этот вопрос является спорным.
Таким образом,
можно сказать о том, что и
пласты и уровни лит-го процесса можно
рассматривать с точки зрения
как диахронии, так и синхронии
(Н-р, нац литра - диахрония - ее развития
с древних времен(древнерусская) до современности,
ее особенности и закономерности., с синхронии
мы можем рассматривать нац лит-ру как
определенного периода (н-р, Серебряный
век и его особенности).
Стадии лит-го процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам, истории человечества, кт с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко - в романских
Стадии лит-го процесса:
1. Архаический период (древние литературы).
2.Традиционализм (средневековые литературы)
3.творчески-инициативный
период (литература Нового времени).
1. архаическая
стадия до сер.1 тыс. До н.э.
для нее характерна
2. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра».писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь идет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
3. В Новое
время литра эмансипируется в
качестве явления собственно
художественного; письменность