Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Билет 25. Литература и общество.
Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех «благородных понятий и чувств», которые выражены в произведении.
В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всём её многообразии в разные века и у разных народов.
Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются картины жизни русского народа в разные периоды его истории. Черты древнерусского быта запечатлены, например, в «Песни о вещем Олеге» Пушкина; о быте и нравах людей XVI века повествует «Песня про купца Калашникова» .Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в «Дубровском» Пушкина, в «Муму» Тургенева и т. д. О героизме доблестных сынов нашей родины, боровшихся в прошлом за её независимость, рассказывают такие произведения, как «Полтава» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Война и мир» Толстого.
Борьба трудящихся масс за укрепление Советской власти ярко изображена в повести Фурманова «Чапаев», в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» и в других произведениях советской литературы.
А. М. Горький рассказывает, сколько радости давала ему художественная литература, как она раскрывала ему глаза на мир: «Точно какие-то дивные птицы сказок, книги... пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте...»
Литература — не только прекрасное средство познания мира, но и сила, участвующая в развитии и преобразовании жизни. Она влияет на культурное и политическое развитие человека и общества в целом. Подлинно художественные произведения входят в жизнь человечества; на них воспитываются люди; их высокие идеалы становятся для людей руководством в поведении, в борьбе и труде.
«Поэты,— говорит Чернышевский,— руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».
Книга Н.Островского
"Как закалялась сталь" - Во время
Великой Отечественной войны
книга Островского поддерживала
мужество защитников нашей Родины.
Образ Павла Корчагина
Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни.
Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа.
В то же время, являясь одним из видов искусства,— искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.
Но, читая и изучая художественную литературу, надо хорошо помнить одно чрезвычайно важное положение: литература не пассивно отражает жизнь, но объясняет её, выносит изображаемым явлениям, по выражению Чернышевского, «приговор». Писатель — человек, мыслящий и чувствующий, принимающий участие в общественной жизни своего народа, в классовой борьбе своего времени. Одну и ту же тему писатели разрабатывают по-разному, в зависимости от того, интересы какого класса они отстаивают.
Так, например, реакционные писатели прошлого рисовали представителей народа покорными своим господам, отрицательно относившимися к просвещению. Они подчёркивали и вы давали за национальные лишь, те черты, которые воспитывали в народе господствовавшие классы, чтобы держать его в повиновении,
По в изображении передовых писателей, например великого народного пола Пушкина, народ не таков. В повести «Дубровский» Пушкин отмечает, что среди дворовых Троекурова есть покорные рабы, но массы крепостного крестьянства ненавидят своих угнетателей. Крестьянство враждебно относится к насилию и произволу, оно стоит на стороне справедливости и охотно поддерживает Владимира Дубровского в его борьбе. В образах няни Дубровского и кузнеца Архипа Пушкин показал душевное благородство и решительность, свойственные народу. А в образе Пугачёва («Капитанская дочка») Пушкин воплотил лучшие черты русского национального характера: свободолюбие, сметливость, честность, твёрдость воли, решительность и бесстрашие.
В обществе, где существуют угнетатели и угнетённые, литература не может быть однородной, выражающей общие для всех интересы и взгляды.
Отражая борьбу
классов и принимая в ней деятельное
участие, каждая национальная литература
неизбежно раскалывается на два
враждебно противостоящих друг другу
лагеря. В одном из них — слуги
и защитники правящих классов, реакционные
писатели; в другом — борцы за новое, передовое,
за подлинные интересы народа и родины.
Лучшие русские писатели всегда стремились
стать ближе к народу, к трудящимся массам,
выразить их думы и чаяния. В этом источник
силы и долговечности их творчества.
ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА (о влияние в 19 веке литературы)
Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.
Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.
Принципиально
иным становится груз ответственности
литературы перед обществом –
ответственности не только и не столько
художественно-эстетической, сколько
нравственно-этической, политической,
социально-философской, познавательно-