Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 41. Герменевтика и постструктурализм.
Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма заложили французские философы Ж.-Ф. Лиотар (род.1924), Ж. Делёз (1926-1995), Ж. Деррида (род.1930). Затем он вышел за рамки школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности яркое воплощение в американской литературе. Постструктурализм — движение, считающее претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания исторических событий Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой структуры — контекст, индивидуальные особенности автора.
Постструктурализм
— движение критиков структурализма.
Яркий представитель — французский философ
и социолог Мишель Фуко (1926-1984). По их мнению,
структуралисты переоценили самодостаточность
структур, оставили за пределами анализа
контекст, диалогичность и индивидуальные
особенности человека, от проявления которых
очень часто зависят направление и результаты
развития истории.
В литературоведении постструктурализм проявился в форме движения «деконструкции» — специального метода критики текста (автор — французский лингвист и философ Жак Деррида (1930-2004).
Основные черты постструктурализма
1. Для постструктурализма
характерно внимание к
Деррида выдвинул
принцип деконструкции, исключающий
всякую возможность установления для
текста какого-либо единственного и
устойчивого смысла (значения). Любой
текст создаётся на основе других,
уже созданных текстов. Те, в свою
очередь, создаются на основе существовавших
ранее текстов. Таким образом, культура
предстаёт как бесконечный и безграничный
текст. Текст приобретает самодовлеющее
значение и самостоятельный смысл, отличный
от того, который имел в виду автор. При
этом и сам автор теряется где-то в прошлом.
Так что текст становится автономным и
анонимным. Р. Барт ввёл понятие "смерти
автора". Текст сам по себе настолько
важен, что автором вообще можно пренебречь,
он сделал своё дело - создал материал
для дальнейшей интерпретации. В постструктурализме
познание сводится к пониманию и истолкованию
текстов. Поскольку каждый истолковывает
текст по-своему, то провозглашается плюрализм
человеческих истин, относительный характер
наших знаний.
2. Характерной
чертой постструктурализма
3. В постструктурализме
происходит отказ от понятия
"прогресс" в познании и культурной
жизни. Понятие прогресса
Ризома - это
беспорядочное распространение, не
имеющее какого-либо превалирующего
направления, регулярности. Именно ризома,
служит основным образом современной
культуры, с её отрицанием упорядоченности,
синхронности, регулярности, системности.
4. В постструктурализме
происходит отказ от способа
мышления посредством
5. Для постструктурализма
характерно стирание
ГЕРМЕНЕВТИКА
литературоведение
рассматривает словесно-
Герменевтика - (от др. — гр. глагола «разъясняю») — это искусство и теория истолкования текстов (в первоначальном значении слова, восходящем к античности и средневековью), учение о понимании смысла высказывания и — шире — другой индивидуальности. Простыми словами - поиск и понимание скрытого контекста, бессознательного. Она может быть охарактеризована как учение о познании личности говорящего и ею познанного.
Истоки герменевтики — в античности и христианском средневековье, когда стали предприниматься опыты толкования мифов и сакральных текстов. Как самостоятельная научная дисциплина она оформилась в XIX в. благодаря трудам ряда немецких мыслителей, среди которых наиболее влиятельны Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Герменевтика XX в. ярко представлена трудами Г.Г. Гадамера (Германия) и П. Рикёра (Франция), а также Г.Г. Шпета, который тщательно исследовал многовековую историю этого учения[297], и М.М. Бахтина (работы «Проблема текста…» и «К философским основам гуманитарных наук», известная также под названиями «К методологии литературоведения» и «К методологии гуманитарных наук»).
Основные понятия герменевтики: понимание, интерпритация (истолкование), смысл.
Понимание соприкасается
с интерпритацией очень сильно. Понимание
- это поверхностное осознание текста,
далее кажды на уровне своей образованности,
своего опыта интерпритирует прочитанный
текст. Интерпритация яв-ся вторичным
компонентом понимания после интуитивного
постижения.Интерпретация как вторичный
(оформляющий и, как правило, рациональный)
компонент понимания — это едва ли не
важнейшее понятие герменевтики, весьма
насущное для искусствоведения и литературоведения.
Интерпретация
сопряжена с переводом
Значение слова
«смысл» сопряжено с
ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ.
Это понятие
разработано Бахтиным.