Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Ритм – регулярный повтор однотипных речевых явлений (не только стихи, но и абзацы, главы, строфы, акты или действия в драме).
Если писатели знают систему стихосложения, то в прозе у них он заметен. Разный синтаксис говорит о разном ритме. Но в прозе ритм выявить сложнее.
Стихи и проза – две формы ритмической организации художественной речи. Проблема литературных родов: каждый из прозаических родов может быть как стихотворным, так и прозаическим (Божественная комедия – эпическое произведение в стихах, “Горе от ума” – драматическое, но в стихах, “Гроза” в прозе. Тургенев “Русский язык” – лирическое произведение, но проза).
Граница проходит: 1. ритмическим ресурсом, отделяющим стихи от прозы разделяет межстиховая пауза.
Верлибр – межстиховая пауза.
Анжанбеман (перенос, перескоп) – несовпадение стиха и синтаксиса (межстиховая пауза разорвала словосочетание или предложение). Они позволяют делать нужные акценты для поэта. Он содержателен. Цветаева:
Тоска по Родине! Давно
Разоблаченное Марокко!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть по каким камням домой…
Основано на тоническом стихосложении – принцип примерной равноударности.
Тонические стихи – в языках с явлением редукции и где ударные отличаются от безударных значительно. Они пелись. Жанры русского – народного творчества тонические. Силлабический принцип предполагает одинаковое число слогов. Они имеют фиксированные места (польский, французский, александрийский стих).
Силлабику приняли в России, потому что монахи считали, что польский язык похож на русский. Поэтому ее принесли из вне. Изначально являлось как калька. (Сильвестр Медведев, Контемир).
Цезура – внутристиховая пауза. Она использовалась для смысла. Первыми, кто осознал и решил изменить принцип силлабич. приобретенный (Тредиаковский и Ломоносов). Равное число ударений, сильных мест и равное число слогов. Между сильными местами равное число слабых мест. В силлабо – тонике межиктовый интервал составляет 1 или 2 слога.
Хорей – двухсложная слога, -) 13579… Ваня
Ямб – двухсложная строфа, где 1ый – безударный, второй – ударный )- 246810 …Иван
Пиррихий )) – безударная строфа в ямбах и хореях (в последних строфах)
Спондей – два ударных в слогах, в первых строфах.
Дактиль -)) 14710… Ванечка
Амфибрахий )-)25811… Ванюша (Сумароков)
Анапеск ((- 36912… Иоанн
Дополнительные ресурсы находят писатели в смешанных стихах.
Лермонтов:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряемо полной луной.
)-))-))-)) 4 амфибр.
))-))-))- 3 анапеск.
Блок (“Ночная фиалка”). Поэма “Без героя” Ахматовой, Тютчев “Силенциум”.
Логаэд – стихи, написанные по заранее данной схеме, не совпадающий ни с одним из классических силлабо – тонических размеров. Логаэдические стихи не правильны по горизонтали, но правильны по вертикали. (из строки в строку).
Идешь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
)-))-)-)
)-))-)-
)-))-)-)
)-))))-логоэд
Ставить цифры на ударные и безударные друг под другом. Потом выписать цифры, которые на ударных.
Катахреза – слова, относящиеся к разным смысловым уровням.
Амплификация – нагромождение. Состоит из прилагательных.
Дольник – ритмической единицей является доля. Доля имеет разное количество слогов: при одном сильном несколько слабых. Но все доли произносятся за разные промежутки времени. Число слабых мест между слабыми и сильными: 1 и два.
Тактовик – интервал может быть до 6 слогов.
Девушка пела в церковном хоре Блок, “-в Царском селе” Ахматова. Есенин, Богритский. Ритмическим определителем является ударение.
Большинство русских стихов написано силлабо – тоническим стихом.
- М, -) ж, -))