Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
Вопрос 28. Просвещение и сентиментализм
Эпоха Просвещения
в литературе охватывает столетний
период с 1688 по 1789 годы.18 век обычно
называют веком просвещения. Но такое
определение можно отнести в
первую очередь к идеологии и
культуре Западной Европы, где исторический
процесс был особенно интенсивным. В целом
же общественная жизнь и культура не только
разных континентов и регионов, но и отдельных
стран, в том числе и западноевропейских,
развиваются неравномерно. Родиной Просвещения
стала Англия, где в 1688 году произошла
Славная революция, в результате которой
к власти пришла буржуазия.Главный пафос
в литературе периода Просвещения – антифеодальный.
Идеи просвещенной монархии постепенно
сменялись республиканскими идеями. Просветительство
выражает идеи нового сословия – буржуазии,
в его основе лежит рационализм. В любом
литературном произведении эпохи Просвещения
должны соблюдаться три условия: занимательность
сюжета, поучительность и иносказательный
характер повествования.Главным художественным
языком Просвещения был классицизм, унаследованный
от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической
природе просветительского мышления и
его высоким нравственным принципам. Но
элементы старой феодальной культуры,
связанной с психологией аристократии,
уступали место новым, основанным на гражданско-демократических
идеалах. Отстаивая демократическое направление
искусства, просветители ввели в литературу
нового героя, простолюдина, в качестве
положительного образа, они воспели и
прославили его труд, его мораль, они изобразили
сочувственно и проникновенно его страдания.
Они прославили силу человеческого разума,
призвали на суд разума идеологию и государственные
учреждения феодализма. Все, что не отвечало
принципу разумности, что не содействовало
благосостоянию народа, осуждалось ими
на уничтожение.Наиболее выдающиеся представители
сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард
Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия),
Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин
(Россия).
Крупные писательские
имена: Дефо, Филдинг, Лессинг, Стерн, Руссо,
Шеридан, Бомарше, Шиллер, Лесаж, Ричардсон,
Парни, Бернс, Гете, Кантемир, Ломоносов,
Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Новиков,
Радищев, Крылов, Державин и др.
Сентиментализм
— умонастроение в
Сентиментализм критикует цивилизацию, в его основе лежит культ природы, сентименталистов человек интересует сам по себе, вне его общественного положения. В сентиментализме, в отличие от классицизма и рационализма, нет четкого деления на положительных и отрицательных героев.
В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила, прежде всего, принципы «воспитательного романа». Чувствительность русского сентиментализма была устремлена не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учётом исторического и социального контекста.Чувствительная повесть должна была внушить читателю, что счастье не во внешнем блеске, не в золоте, не в знатности, а в богатстве и разнообразии сердечных чувствований. Мысль о том, что счастье не зависит от общественного положения человека, от почестей, от благосостояния была совершенно определённо высказана Карамзиным в его политических статьях и нашла художественное выражение в повестях писателя и его последователей.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).