Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория литературоведения".
билет 34. Мифологическая школа в литературоведении.
Название мифологическая школа получила потому, что в своих изысканиях опиралась на учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, а затем и художественной, поэтической деятельности первобытного, «доисторического человека».Мифологическую школу не следует отождествлять с наукой о мифологии, с мифологическими теориями. Хотя Мифологическая школа занималась и собственно мифологией, но последняя приобретала в ее теоретических построениях универсальное значение как источник национальной культуры и привлекалась для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора. Это учение было разработано в первой половине 19 века в Германии и связано с романтической теорией мифа Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, с трудами Якоба Гримма, особенно с его «Немецкой мифологией» (1844г.) - представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора. В рамках школы подчеркивалась тесная связь науки о мифологии с языкознанием, и в область изучения фольклора переносился сравнительно-исторический метод, разработанный на материале языка.
Если Я. Гримм
занимался исключительно
Миф по Шеллингу, был первообразом поэзии, из которой затем возникли философия и наука. В «Философии искусства» (1802-1803) он доказывал, что «мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства».Сходные мысли высказал Ф.Шлегель. Во «Фрагментах» (1797-1798) он писал: «Ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и в древних мистериях». По мысли Шлегеля, возрождение искусства возможно только на основе мифотворчества, источником немецкой национальной культуры должны стать мифология древних германцев и рожденная ею народная поэзия.
С братьями Гримм
связывают окончательное
Например, Кун ("Нисхождение огня и божественного напитка", "О стадиях мифообразования") и Мюллер ("Опыты по сравнительной мифологии", "Чтения о науке и языке" в своих работах стремились воссоздать древнейшую мифологию, устанавливая сходства имен мифологических образов разных индоевропейских народов, сводя содержание мифов к обожествлению явлений природы – светил («солярная теория» Мюллера), грозы и т.п. («метеорологическая теория» Куна). Принципы лингвистического изучения мифологии оригинально применил Ф.И.Буслаев в работах 1840-50-х годов (собраны в книге «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», т.1-2, 1861). Разделяя общую теорию Мифологической школы, Буслаев считал, что все жанры фольклора возникли в «эпический период» из мифа, и возводил, например былинные образы к мифологическим сказаниям о возникновении рек (Дунай), о великанах, живущих в горах (Святогор), и т.п.
Мифологическая школа в России
Такие научные дисциплины, как сравнительная мифология, фольклористика, этнография, сравнительно-историческое языкознание, история древнерусской литературы, формировались в России середины 19 в. параллельно и в тесном взаимодействии друг с другом. Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы.
Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.
Основоположником мифологической школы в России был Ф. И. Буслаев, который в 1850-х гг. выступил как талантливый последователь Я. Гримма. Впрочем, Буслаев критически относился к преувеличениям, которые допускали такие мифологи, как В. Шварц или А. Н. Афанасьев, а в 1860-1870-х гг. он все больше склоняется к теории заимствования.
Наиболее последовательным
сторонником мифологической школы
в России был А. Н. Афанасьев. В
своем трехтомном исследовании «Поэтические
воззрения славян на природу» (1865-1869) он
попытался совместить подходы Я. Гримма
и Ф. И. Буслаева с подходами, разработанными
в рамках «мифологии природы» (В. Шварц),
«арийской теории» (А. Кун) и лингвистической
теории происхождения мифа (М. Мюллер).
Он полагал, что уже в древности в верованиях
могла быть определенная система, хотя
сам народ о ней и предполагал. Афанасьев
проследил, как целостная система мифологических
представлений выстраивается на основе
простейших оппозиций, обусловленных
эмоционально-чувственным восприятием
(свет — тьма, тепло — холод).
Отдельно следует сказать о теории архетипов психолога Юнга, кт он предложил в 20 веке (20-е гг).были открыты архетипы - протообразы и протоформы, сокрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные основы, являющиеся изначальными поведенческими стереотипами переживания, мышления и восприятия, истоками мифологических, фольклорных, религиозных образований. Архетипы представляют собой своего рода первичные представления об окружающем мире и не зависят от личности человека и уровня его развития. К.Г. Юнг выявил, что существует немалое количество символов (образов), присущих всем древним культурам. Примеры архетипов:Правитель – обладает экстравертной сенсорикой, имеет потребности во власти, статусе и контроле. Герой - обладает экстравертной логикой, имеет потребности в победах, профессионализме, предприимчивости.Мудрец - обладает интровертной логикой, имеет потребности в интеллекте, структурировании информации, объективности.· Искатель - обладает интровертной интуицией, имеет потребности в поиске себя, постоянном развитии, раскрытие тайн, индивидуальности. Ребенок - обладает экстравертной интуицией, имеет потребности в радость жизни, празднике, новых возможностях.Любовник - обладает экстравертной этикой, имеет потребности в привлекательности, сексуальности, чувственности.Архетип матери и др.
Таким образом,
для мифологической школы в
целом были характерны
Зарождение
культурной антропологии, этнографии,
религиоведения сузило то поле,
на котором строились
Между
тем ученые, связанные с мифологической
школой, оказали столь существенное
влияние на становление и